Обратный путь Игоря Григоренко
С того света
В 2003 году весь спортивный мир обсуждал трагедию нападающего российской сборной. Игорь Григоренко попал в автомобильную аварию на самом взлете карьеры. Ему было всего 20 лет, и он считался одним из самых перспективных игроков не только России, но и всего мира. Его ждали в «Детройте» (хоккейный клуб НХЛ). Но спустя несколько дней после возвращения с чемпионата мира в Финляндии, где молодежная сборная показала не лучший результат, Игорь на собственном автомобиле ехал с другом по городу и не справился с управлением. На кольце напротив 14 квартала Автозаводского района BMW320 Григоренко врезался в рекламный щит. Позже он скажет: была плохая видимость, шел сильный дождь, я попытался объехать перебегающего дорогу человека… Спасатели около часа вытаскивали хоккеиста из покореженного автомобиля.
Основной удар пришелся на левую дверцу. За ней на водительском месте и находился игрок. Сидевший рядом друг Игоря Григоренко Виталий Левада отделался переломом носа, сотрясением и ушибами. Самому Игорю повезло меньше… Травма оказалась тяжелой — закрытый перелом левого бедра и голени плюс сотрясение мозга. Позже эскулапы поставили еще один страшный диагноз, который мог вообще поставить крест на жизни молодого парня, обнаружив жировую эмболию. Это означает, что сгусток жировой ткани трубчатой кости попадает в кровеносные сосуды, что может привести к повышению давления и закупорке сосудов. В дальнейшем это вызывает отек мозга, паралич и смерть. По мировой медицинской статистике, от этого заболевания погибает от 15 до 20 процентов пациентов, которые перенесли травму частей скелета.
За 14 лет, которые Игорь провел на ледовой арене, у него случались различные травмы и переломы, которым он сам лично не придавал большого значения. Однако после аварии вопрос стоял куда более серьезно. Долгое время Григоренко оставался в крайне тяжелом положении. За него работали медицинские аппараты, поддерживая функции организма. Жизнь спортсмена зависела от аппарата искусственного дыхания, который он, находясь в бессознательном состоянии, постоянно выдергивал из гортани.
Позже пациент вспоминал, что ему мешало что-то очень неудобное, и он пытался от этого избавиться. 14 дней медики боролись за его жизнь, в течение которых он не приходил в сознание. Говорили, шансов практически не было. Всю кость левой ноги игрока хирурги буквально собирали по осколкам. На голень ему установили аппарат Илизарова, и он долгое время передвигался на костылях. Многие специалисты тогда во весь голос заявили, что на карьере молодого спортсмена поставлена жирная точка. Но, вопреки всем ожиданиям, Игорь через четыре месяца после возвращения из больницы, где пролежал полтора месяца, вышел на лед…
В хоккей по объявлению в газете
Родился Игорь Григоренко 23 года назад, 9 апреля. Его родители приехали в Тольятти из Украины на заработки. Несмотря на то, что глава семейства Владимир Васильевич закончил медицинский факультет, здесь пошел работать в термическое производство АВТОВАЗа, мать устроилась на дочернее предприятие завода — ВАЗинтерСервис. Поначалу жили в малосемейке, затем получили отдельную благоустроенную квартиру. Это сейчас они уже не работают — Игорь не разрешает. А тогда было трудно.
Ледовая эпопея в жизни маленького Игоря началась раньше, чем он пошел в школу, в шесть лет. Как-то раз к нему в гости зашел его старший двоюродный брат. За обеденным столом, листая какую-то городскую газету, родственник случайно наткнулся на объявление о наборе шестилетних мальчиков в секцию хоккея. И уже на следующий день Игорь стоял на пороге тренерской комнаты Дворца спорта.
Первые годы пролетели незаметно, хотя было нелегко. Неокрепший организм и психика будущей звезды мирового хоккея едва справлялись с поставленными нагрузками. Год-два мальчики просто учились стоять на коньках, затем постепенно ребятам стали давать в руки клюшки. Поначалу ни один, даже самый опытный тренер не сможет с уверенностью сказать, из какого ребенка получится настоящий спортсмен, а кого лучше сразу отправить на бальные танцы или в шахматы. Зачастую самые активные дети с возрастом охладевают к тренировкам и в итоге бросают спорт, либо вырастают физически неокрепшими.
А те, кто вначале постоянно плелись позади строя и, казалось бы, ни на что не способны, напротив, добиваются большого успеха. Но Игоря Григоренко, говорят, тренеры как-то сразу выделили из группы сверстников. Нет, он не то чтобы отличался от остальных мальчиков в группе особой силой, скоростью или выносливость. Он просто молча выполнял все необходимые упражнения, и если где-то что-то не получалось на основной тренировке, уже после нее без тренера пытался исправить недочеты.
Наверное, нельзя сказать, что жизнь спортсмена интересна и увлекательна. Хоккей, как, впрочем, и любой другой вид спорта, если к нему относиться должным образом, прежде всего — каждодневный и, можно сказать, каторжный труд. Так и детство Игоря Григоренко прошло в одном темпе: тренировки, сборы, соревнования. Иногда, правда, приходилось посещать школу, что вдвойне осложняло и без того несладкую жизнь полупрофессионального спортсмена.
Порой, несмотря на две тренировки в день, приходилось за пару ночей наверстывать упущенную программу за целую четверть. Учителя в те времена, как, впрочем, и сейчас, с большим пониманием относились к спортсменам. И далеко не последнюю роль в этом «понимании» играли, конечно же, тренеры. Хотя сам Игорь Григоренко утверждает, что все было строго, особых скидок в школе ему не делали.
279 рублей
Ему пришлось откатать восемь лет, прежде чем он добивается первого серьезного успеха. В 14 лет Игоря Григоренко сразу переводят во второй состав команды «Лада» и выплачивают по 279 рублей ежемесячно. Деньги, надо сказать, небольшие, но на одежду и развлечения тогда хватало. Даже откладывать удавалось. В общем, был доволен. Через три года, когда ему исполнилось 17, он уже играет за первый состав.
После школы было училище, сегодня — профессиональный лицей № 39. Он и еще пять его друзей по команде получили профессию автомехаников. Надо ли говорить, что по специальности Игорь Григоренко до настоящего момента не работал? Сегодня он всерьез задумывается о получении высшего педагогического образования, но пока как-то времени не хватает.
2001 год осветил жизнь Игоря Григоренко светом «золота» юниорского чемпионата мира, куда он ехал уже в составе молодежной национальной сборной страны. Именно тогда спортивные критики впервые обратили внимание на молодого и дерзкого хоккеиста. После финального свистка арбитра Игорь во все телекамеры закричал: «Россия — это для тебя!».
Далее следовала целая череда успехов: 2002-й и 2003-й — первенство на молодежных чемпионатах мира, а также бронзовая медаль чемпионата России. За этот сезон он был удостоен награды «Золотой шлем» как лучший форвард Российской хоккейной лиги. Стоит также отметить, что к этому моменту во взрослом составе «Лады» Игорь играл в первой пятерке, к тому же в сборной ему была отдана роль исполнения буллитов, которая прежде отводилась таким звездам, как Павел Буре и Андрей Коваленко.
Карьерный взлет игрока не остался незамеченным не только среди российского, но и среди мирового спортивного сообщества. В 2003 году Игорь Григоренко получил сразу два серьезных предложения: членство в первом составе национальной сборной страны сезона 2003 — 2004 и весьма заманчивое приглашение от руководства команды «Детройт» (НХЛ). Можно сказать, что билет в мировую хоккейную элиту практически лежал у него в кармане. И вряд ли бы он смог тогда поверить, что впереди его ожидает затяжное падение длиной в два года.
Время подумать о семье
Между тем даже этот вынужденный перерыв не прошел даром. После автомобильной аварии Игорь впервые стал уделять больше времени своей невесте Оксане, а не хоккею. А ведь к тому моменту они жили вместе около пяти лет. Познакомились в Самаре. Григоренко тогда играл за ЦСК ВВС, ему было 17 лет. Как-то после игры вместе с другом они отдыхали в ночном клубе «Айсберг». Встретили знакомых девушек из Тольятти, которые в клубе отмечали сдачу экзаменов. Именно среди них и была будущая жена Игоря Оксана. Их отношения начались с медленного танца. С тех пор, несмотря на то, что поначалу родители были категорически против, живут вместе в Тольятти. Через год после катастрофы у них родилась дочка, назвали Саша. Свадьбу сыграли год назад.
Оксана ни на минуту не покидала Игоря, когда он лежал без сознания. Она же больше всех поддерживала его, когда все вокруг ставили крест на его карьере, и в первую очередь это утверждали врачи. Другого и быть не могло: с такими травмами в спорт не возвращаются. Один Игорь знал, что все вокруг бредят, и что настоящего себя он еще покажет: «Я с самого начала знал, что вернусь на лед».
Как только был снят с ноги аппарат Илизарова, Игорь вышел на первую тренировку, которую провел возле бортика. Но, преодолев нечеловеческие боли, вскоре потихоньку отыграл одиннадцать игр за второй состав «Лады». Между тем этого оказалось недостаточно, чтобы еще раз закрепить себя в команде. После травмы у него было совсем мало игрового времени, а отсюда — ни одного очка за остаток сезона. В 2004 году руководство клуба принимает решение о передаче Григоренко в аренду уфимскому клубу «Салават Юлаев».
Реверс
Сегодня, оглядываясь на прошлое, можно отметить, что переход в другую команду сыграл ключевую роль в возвращении Игоря Григоренко в элиту российского хоккея. Вопреки всем утверждениям злоязычников, за один сезон в уфимском клубе он показал блестящий результат. За тридцать игр бомбардир забросил 11 шайб, заработав при этом 18 очков. Стоит сказать, что Оксана на время «уфимской ссылки» бросила дом, лишь бы быть рядом с Игорем.
Тем временем следующий сезон (2005 — 2006) Григоренко уже играл по контракту в составе команды «Северсталь» (Череповец), куда его пригласил Владимир Плющев, некогда главный тренер молодежной и первой сборной страны. Именно он когда-то поставил на Игоря Григоренко, дал ему показать себя в молодежной сборной и взял в первый состав.
Он же вернул его в большой спорт после всеобщего забвения. Новый руководитель ни на секунду не сомневался в способностях своего нового игрока и по возможности давал ему как можно больше игрового времени. В итоге, надежды Плющева были оправданы. По итогам года Григоренко стал лучшим бомбардиром «Северстали», после чего его пригласили обратно в тольяттинскую «Ладу».
Стоит ли говорить, что решение вернуться домой хоккеист принял не раздумывая. В Тольятти у него оставалась жена с новорожденной дочерью. Однако уйти из «Северстали» без скандала ему не удалось, так как срок по контракту с клубом истекал только в 2007 году. Менеджеры череповецкой команды во что бы то ни стало пытались сохранить отношения с Григоренко.
Положение спас лишь маленький пунктик, говоривший, что при смене главного тренера игрок имеет право покинуть клуб в конце сезона до истечения срока договора. Спор между руководством «Северстали» и хоккеистом дошел до арбитражного комитета федерации хоккея России, где в итоге контракт был разорван, а Игорь снова в составе родного клуба.
В начале сезона ему в очередной раз было сделано приглашение в НХЛ. Игорь отказался. Говорит, что пока хочет побыть дома, в родном городе, с женой и дочерью.