И все-таки это памятник

06.06.2013 / 15:33
Вчера суд Центрального района Тольятти рассмотрел дело об административном нарушении в отношении одного из организаторов нашумевшей акции 19 мая, в День памяти людей, умерших от СПИДа, проведенной активистами некоммерческой организации «Апрель» у памятника героям-землякам на площади Свободы.

1

Как объяснила представлявшая обвинение участковая Ольга Кузнецова, проверка законности акции началась после публикаций в СМИ о том, что у памятника ставили миску с презервативами и портреты людей, известных в том числе как геи (четверо из пятерых изображенных на портретах — Мишель Фуко, Рок Хадсон, Фреди Меркьюри, Рудольф Нуриев).

Первое, на что обратили внимание правоохранители: акция не была согласованной с городскими властями, ввиду чего было возбуждено административное дело по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ (нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) в отношении 22-летнего Константина Голавы, которого правоохранители сочли главным организатором акции.

2

Как установила полиция, в мероприятии участвовали 12 человек. Однако к «административке» привлечен пока лишь только Голава. Сей факт участковая объяснила тем, что за установленный законом короткий срок (10 дней) ей удалось пообщаться лишь с ним. После вопросов Голавы, почему привлекают только его одного, в полиции сообщилич, то возможно, в дальнейшем по той же статье пройдут и другие участники акции.

Как установила проверка, действия активистов нарушили требования Закона Самарской области № 105-ГД от 6 апреля 2012 года «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области», предусматривающие запрет на проведение публичных мероприятий в радиусе 150 метров от архитектурных мемориальных сооружений, увековечивающих память о событиях, участниках, жертвах войн, локальных конфликтов и катастроф.

3

Одетого в костюм с приколотой красной ленточкой (символ борьбы с ВИЧ) Константина Голаву в суд пришли поддержать несколько молодых людей, часть из которых была на площади Свободы 19 мая. Вышедший к трибуне суда Константин не признал обвинения, начав утверждать, что на самом деле не было ни акции, ни собрания, ни митинга, ни публичного мероприятия, что это было некое спонтанное событие.

Однако наводящие вопросы судьи к Голаве и выступившему свидетелем Александру Максимову показали, что акция планировалась, о ней и месте ее проведения извещали людей, приглашали на нее СМИ. Голава попытался представить все так, что на мероприятии не было публичных обращений, людям просто задавали информационные вопросы и в качестве вознаграждения давали листовки и презервативы.

4

Однако Максимов сообщил, что Константин выступил перед собравшимися с рассказом о проблеме ВИЧ, да и на имеющихся фото это хорошо видно. Так что суд квалифицировал акцию как массовое мероприятие с элементами собрания и митинга.

Далее Голава представил распечатку реестра памятников истории и культуры Тольятти из 26 объектов, среди которых нет мемориала на главной площади города с Вечным огнем. Исходя из этого, Голава предположил, что формально памятник на площади Свободы — объект благоустройства, так что проводить рядом с ним какие-либо собрания не запрещено.

Помощник прокурора Центрального района Дмитрий Репетев возразил, что формулировка закона упоминает «и иных сооружений, увековечивающих память погибших в войнах». Судья Татьяна Панкратова поинтересовалась, знает ли Голава, кому посвящен памятник? Тот ответил утвердительно и признал, что место было выбрано ошибочно, а также подчеркнул, что участники акции никого не хотели обидеть или оскорбить, а занимались благим делом, просветительской работой по вопросам ВИЧ.

5

Голава также считает, что областной закон № 105-ГД противоречит нормам федерального законодательства, позволяющим гражданам собираться в любых общественных местах. На это судья зачитал выдержку из ФЗ, возлагающую ответственность по определению порядка проведения публичных мероприятий у памятников на местные власти.

На все попытки Голавы найти нестыковки и противоречия в других моментах следовали примерно такие же гладкие объяснения. В итоге суд признал Голаву виновным в нарушении порядка проведения публичных мероприятий и с учетом хороших до сей поры отношений с законом присудил ему минимальный по указанной статье штраф — 10 тысяч рублей в доход государства.

Представитель гособвинения Дмитрий Репетев выразил удовлетворение решением суда и сообщил о том, что прокуратура в настоящий момент проводит проверку на наличие в действиях участников акции признаков уголовного преступления «Надругательство над сооружениями, предназначенными для церемоний поминовения умерших» (ч. 2. ст. 244 УК РФ) и «Вандализм» (ч.2 ст. 214 УК РФ).

6

По словам Репетева, в надзорный орган поступили заявления от граждан, посчитавших себя оскорбленными акцией у Вечного огня, и эти заявления носят массовый характер. Голава сообщил, что решение суда было предсказуемым для него, он считает, что на решение суда повлияло давление общественного мнения, и намерен оспорить решение в облсуде и вышестоящих инстанциях.




Источник