Театр "Колесо": "физики" и "лирики"
Я, как и все городское сообщество, считаю Наталью Степановну бесспорным творческим лидером театра «Колесо». Но для меня очевидно, что одному человеку достаточно сложно совмещать в себе функции и творческого руководителя, и хозяйственника-администратора. Одним из последних примеров слабости административно-хозяйственной работы учреждения стало отсутствие положения о поощрении, что «посадило» часть сотрудников театра на голый оклад.
В этой связи я предложил Наталье Степановне вернуться к схеме организации деятельности учреждения, которая ранее уже существовала в театре «Колесо»: есть художественный руководитель, отвечающий за творческую часть работы, и есть директор – решающий бытовые, хозяйственные и административные вопросы. Именно такая структура сегодня принята во всех крупных российских театрах. Так, в «Мастерской Петра Фоменко» худруком является Евгений Каменькович, а директором - Андрей Воробьев, в театре «Современник» должность директора занимает Владимир Бакулев, а творческой частью руководит Галина Волчек, художественным руководителем Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова является Темур Чхеидзе, а директором – Алла Ахмерова. Возможно, в маленьких провинциальных театральных коллективах такое разделение будет излишним. Не исключаю, что там один человек вполне может совмещать и выполнение задач идейного вдохновения сложного творческого коллектива, воспитания новых поколений актеров и выполнение функций главного распорядителя финансами, организатора ремонтных работ, разработчика необходимых бюрократических документов и процедур. Но случай с театром «Колесо» - другой. Это действительно крупный театр. Театр с амбициозными планами и идеями, с большими возможностями. Это – один из центров культурной жизни Тольятти. И здесь, очевидно, сращение этих функций в одной должности опасно и губительно. В первую очередь именно поэтому требуется усиление административной работы учреждения профессиональными кадрами, разделение обязанностей и функций художественного руководителя и директора, как в свое время это сделали крупнейшие театры России.
Наталья Степановна согласилась с возможностью такого подхода. Принципиальной позицией, на ее взгляд, является сохранение главенства художественного руководителя над директором.
Так как я всегда считал и считаю важным лично доносить свою позицию до всех заинтересованных сторон, то сегодня вечером я приехал в театр «Колесо» после окончания спектакля. Мне удалось встретиться с оставшимися в театре актерами и повторить им позицию, высказанную накануне Наталье Степановне. Разговор был долгим и непростым. Но рад, что мы услышали друг друга. Основные опасения коллектива также сводятся к тому, что административная работа начнет подавлять творческую жизнь театра.
На встрече я озвучил идею «двух ключей» в управлении работой учреждения, когда существуют четкие и понятные процедуры согласования всех финансовых и административных решений двумя руководителями. Это позволит, с одной стороны, сохранить главенство творческой жизни, руководство которой без сомнения следует доверить Н.С. Дроздовой. С другой - обеспечит мэрии, как учредителю, спокойствие в части порядка в административно-хозяйственной работе учреждения.
Искренне рад, что обе эти встречи состоялись. Рад тому, что мы могли открыто задавать друг другу неудобные, каверзные вопросы. Но самое главное, рад тому, что мы обозначили и услышали позиции друг друга. С этого момента переговорный процесс открыт. Думаю, что впереди еще не одна встреча, на которой мы сможем найти консенсус в управлении таким сложным и важным для города учреждением, как театр «Колесо».