500 дней лета. Идеи для Тольятти (часть 9)

18.06.2012 / 11:23
Инвестиционная привлекательность любой территории напрямую зависит от того, насколько часто эта территория упоминается в позитивных новостных сводках. За событийную привлекательность Тольятти отвечают тусовка электронщиков под аббревиатурой «ГЭС» и широкоизвестная «Груша». И тот, кто хоть однажды становился участником данных действ, с их алкоориентированной спецификой знаком не понаслышке. Между тем сегодня в мире крайне популярен другой событийный туризм. Яркий и успешный пример – «Усадьба Jazz», место проведения – подмосковная усадьба Архангельское.

483 Event

Неплохая культурная база – село Ширяево и его места, которые в свое время писал сам Илья Репин. Уже не первый год наши живописные ландшафты собирают отечественных художников, но до создания настоящего фестиваля живописи пока не дошло.

На траве у стен дореволюционной России беременная барышня в ромашковом венке аппетитно уплетает ягодный пирог. Над жухлым сухоцветом вяло кружат лупоглазые бабочки-капустницы. Над усадебными постройками звучит волнительный блюз, а за кулисами импровизированной сцены по-детски волнуется не то бельгийка, не то африканка Мари Долан, готовясь познакомить российскую публику с многоголосным вокальным джазом.

И дореволюционные стены, и ягодный пирог, и волнительный блюз, и даже лупоглазые бабочки-капустницы являются для подмосковной земли мощными источниками инвестиций общемирового масштаба. «Усадьба Jazz» – самый посещаемый фестиваль в области качественной музыки на всем постсоветском пространстве: ежегодно количество гостей превышает 40 тыс. человек. Это при том, что только за однодневное присутствие на его площадках придется отдать 3 тыс. рублей.

Секретом успеха фестиваля его организаторы называют фольклорную простоту. На самом деле они просто вовремя почувствовали хлипкую почву, проседающую под надоевшими электронными сейшнами и воющими гитарами, и взяли ориентацию на зарубежные фестивали типа голландского «North Sea» или швейцарского «Montreux Jazz Festival». Основную долю зрителей составляют «джазовые» туристы, плавно перемещающиеся с одной площадки на другую: после Голландии и Швейцарии – в Барселону, а из Барселоны – на юг Франции. Теперь на карте их джазового маршрута жирной галочкой отмечено и подмосковное Архангельское.

«Делать ставку на электронную музыку и создавать очередной фестиваль вроде «ГЭС» сейчас уже невыгодно. Потому что неинтересно, – считает Владимир Меерсон, главный человек в Тольятти по импорту российских и зарубежных имен в город. – На территории страны таких местечковых тусовок, мало чем отличающихся друг от друга, великое множество. Будущее бардовской «Груши» также довольно туманно. Причина – в ее специфике, которая сегодня уже не актуальна. Будучи искусством времен социализма, авторская песня являлась ответом на многие явления конкретно того времени. Об очередном скрежете металла в руках отечественных рокеров даже не стоит думать, переплюнуть «Нашествие» или «Рок над Волгой» все равно не удастся».

Кроме того, в русском роке сейчас вообще серьезные проблемы с новыми именами. «После Земфиры Рамазановой десять лет никто не появляется. Это проблема связана с тем, что в стране полностью отсутствует институт продюсирования», – говорит Андрей Матвеев, продюсер фестиваля «Нашествие».

В таких условиях, вовремя сделав ставку на иной уровень музыкального отдыха, подмосковная «Усадьба Jazz» выиграла. Дополнительный фактор успешного существования фестиваля – его месторасположение. Участники и гости июньских джазовых сцен собираются в старинных русских усадьбах, которые и до революции жили мощной культурной жизнью. «Мы приложили очень много усилий, чтобы в этих усадьбах шла реставрация, чтобы как можно больше людей про них узнали», – говорит Мария Семушкина, директор фестиваля. Заодно привлекается к продвижению проекта местная администрация, крайне заинтересованная в поддержании культурного наследия с помощью последующих частных финансовых вливаний.

«Но Тольятти – слишком молодой город, чтобы иметь знаковое культурное наследие, на базе которого было бы можно организовать нечто подобное. Единственное, чем мы действительно уникальны, – это природа. Надо уже, наконец, понять, что пейзаж на берегу Волги – это мощный ресурс, способный привлечь в город не только российских туристов, но и иностранных. На базе

этого ресурса создавался и Грушинский фестиваль, и тот же «ГЭС». Но сейчас необходимо что-то другое: новое, свежее, ментально близкое этой территории», – считает господин Меерсон.

Однако если территориально Тольятти еще может выиграть у многих существующих в стране фестивальных площадок, то событийно – вряд ли. Наши молодые земли не умудрились родить букет поэтических, музыкальных или театральных имен, способных сегодня стать мощной основой новому культурному движению. Когда-то город являлся местом проведения театрального фестиваля «Вишневый сад». Он успешно существовал на базе всемирно известной театральной школы, созданной Глебом Дроздовым. С его уходом с культурной карты страны исчезло не только само мероприятие, но и, собственно, сама школа.

Поэтическое сообщество уже не первый год пытается продвинуть имя Александра Ширяевца, пытаясь сделать факт рождения поэта Серебряного века на наших землях своеобразной базой для городских культурных мероприятий. Но будучи другом Сергея Есенина Ширяевец все же не является именем того же масштаба.

Единственным мероприятием, которое может дать толчок новому для страны фестивальному движению, может стать местная «Классика над Волгой». Явление уникальное: и в плане природного экстерьера, и в плане гостей и участников мероприятия. Когда двести музыкантов под открытым небом с хорошей акустикой разом исполняют Чайковского, испытываешь удовольствие на чисто физическом уровне.

Другая неплохая культурная база – село Ширяево и его ландшафты, которые в свое время писал сам Илья Репин. Уже не первый год эти живописные места собирают художников из разных отечественных глубинок. Но для создания настоящего фестиваля живописи не хватает банальной заинтересованности со стороны местной администрации. К примеру, тверское «Нашествие» давно существует за счет мощной поддержки органов власти.

Между тем не так давно «ПН» отправил в департамент по делам молодежи Тольятти запрос, попросив прислать список ближайших городских молодежных мероприятий. В ответ мы получили длинный перечень из огромного числа детских дворовых праздников и неких библиотечных встреч. На вопрос о том, где же более глобальные действа, получили лаконичный ответ: «А мы больше ни о каких мероприятиях не знаем».

Прежде чем использовать этот материал, обязательно ознакомьтесь с правилами.