«Апокалипто»
- Режиссер: Мел Гибсон
- В ролях: Далия Эрнандес, Рауль Трухильо, Герарда Тарасена
Радость прошлой кинонедели по поводу обилия премьер в минувший уик-энд сменилась унынием. В ожидании отечественных блокбастеров «Жара» и «Волкодав» прокатчики подчистили свое расписание, создав искусственный голод до 28 декабря.
Те же две ленты (конвейерной сборки анимация «Делай ноги» и еще один провал Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви»), которые все же запустили в прокат, не стоят траты времени и денег. В итоге внимания заслуживает только последняя режиссерская работа Мела Гибсона «Апокалипто» — натуралистичный эпик об играх в зарницу индейцев майя ровно за три дня до первой швартовки испанцев в Америке…
Есть такие люди, которые, пользуясь служебным положением и наличием у России запасов тактического ядерного оружия, изгаляются над голливудской продукцией. Казалось бы, новая работа Гибсона — рай для локализаторов: дубляж не нужен за отсутствием английской речи, знай себе переводи субтитры.
Но наши не сдаются! Нет возможности испортить дубляж, тогда изуродуем название, поменяв смысл на прямо противоположный. Плевать на Мела, который сто пятнадцать раз повторил в интервью, что греческое слово Apocalypto в контексте фильма означает «новое начало» или «новая жизнь». Плевать на зрителей, которые пойдут смотреть на конец света в отдельно взятой цивилизации майя и ничего такого не увидят…
На самом деле трейлером к «Апокалипто» кинотеатры подогревали рынок полгода. Джунгли, тревожные взгляды звезд мексиканского мыла и торжественные планы построек индейцев майя нервно сменяли друг друга под грохот литавр, программируя на масштабное событие.
А вышло следующее. В то время как неконфликтные индейцы из провинциальных селений бегают по джунглям за тапирами, а после этого предаются дома танцам и сексуальным утехам, высшие чиновники майя обеспокоены куда более серьезной проблемой.
Который год нет урожая, и трудящиеся массы могут поднять бунт. Да и армии для поддержания морального духа желательно воевать. Значит, остается только рубить головы провинциалам, чтобы в соответствии с идеологией задобрить богов и спасти Великий Кукулькан. У главного же героя, помимо риска потерять голову, еще есть куча семейных проблем, поэтому он вспоминает отцовский завет «главное — не бойся» и с помощью подручных средств дает бой федеральной власти…
«С одной стороны, майя были очень образованны, с другой — абсолютнейшие дикари», — говорит и показывает Гибсон. Одновременно Мел проводит в ленте явные параллели с действиями современной американской администрации, попутно утверждая, что чем более развита цивилизация, тем она хуже.
На деле же сто тридцать пять минут экранного времени — это шикарная история и великолепный экшн. Мексиканские актеры играют восхитительно, пейзажи потрясающие, а брутальная жестокость присутствует именно в тех эпизодах, где она должна быть. Манера съемок «Апокалипто» варьируется от клиповой до псевдодокументальной, будто смотришь научно-популярную продукцию BBC или Discovery. Итого — must see…