Аватар 3D
- Режиссер: Джеймс Кэмерон
- В ролях: Сэм Уортингтон, Зои Салдана, Сигурни Уивер, Мишель Родригес
Студия «20 век Фокс» подумала: «Вот ведь чертова Алиса в своей чертовой стране чудес. Из-за этой засранки наш замечательный и прекрасный «Аватар» собрал в объемных кинотеатрах недостаточно денег». Скоро мысль обратилась в действие, и в прокатное расписание всех мировых 3D-залов вновь был вписан блокбастер Кэмерона.
В качестве бонуса, чтобы заинтересовать публику, режиссер прилепил к ленте дополнительные восемь минут. Но даже язвительная и ко всему критично настроенная «Кинопроба» знает, что «Аватару» никакая косметика не требуется, ведь этот фильм чертовски хорош, и еще раз посмотреть его в кинозале – большая удача. Поэтому о нем можно еще раз сказать несколько добрых слов...
Обсуждение «Аватара», все еще активно проходящее в сети на фоне всенепременного тихого гудения про «кинематограф будущего», носит какой-то растерянный характер: фильм, как тефлоновое покрытие, ускользает от внятного анализа. Главными остаются вопросы: великое ли это кино (а «Титаник» был великим?), соберет ли фильм еще миллиард в повторном прокате (неизвестно), является ли он технологическим прорывом (о, да!), когда ждать сиквела (в лучшем случае в 2014 году).
Похоже, что ошеломительный эффект этого фильма в том, что «Аватар» – это средний умный блокбастер, только блокбастер приблизительно 2020 года. Сегодня судить о нем так же трудно, как году в 1950-м, скажем, о «Трансформерах».
Самые простые сюжетные конструкции укладываются в ремастированной ленте теперь уже в 170 минут эпического сновидения. Целью Кэмерона явно было утащить зрителя, подобно Джейку Салли, прикованного к инвалидному креслу, только не медицинскому, а зрительскому, туда, где не ступала нога человека. «Приключения» – прекрасное слово, хоть и порченное молью горячих предложений туркомпаний, – приобретает тут свой изначальный смысл: сражение с хищниками в джунглях, укрощение драконов, грандиозная финальная битва в облаках.
«Аватар» – в первую очередь переживание, сон Кэмерона о том, каким может быть кино будущего: осознанно-наивным, страстным, рыщущим в поисках самых новых технических средств для того, чтобы рассказать самые старые истории на свете. Кэмерон ведь всегда рассказывал только о том, что никогда не кончается, будь то сказка про смерть, которая неотступно ходит за человеком (пусть и в обличии робота) или про влюбленных, которым не суждено быть вместе.
В прошлом году он рассказал, самую старую сказку – про потерянный рай. Рай – это джунгли Пандоры, списанные с мультфильмов Миядзаки. Но не потому, что парящие в небесах скалы невероятно красивы, так же как летающие драконы и шестиногие кони, не потому, что синие На’ви живут в буколической гармонии с природой, а природа вся объединена единым нервом – в «Неукротимой планете» писателя Гаррисона та же единая природа выглядела как ад.
Экология, скуксившийся в холодных объятиях нулевых нью-эйдж, политика, мрачные футуристические прогнозы – все это, в конечном счете, ерунда, задевшая «Аватар» по касательной. Рай – это простые и ясные ответы на вопросы о том, где бродит твой неожиданно положительный допельгангер, пока ты спишь, и чью сторону следует принять, когда полетят бомбы.