БлохоТрон. Чтобы стать королем винтажа, достаточно подняться чуть выше уровня блошиного рынка

10.02.2008 / 00:00
Чем больше супермаркетов с однообразно разнообразными полками появляется на улицах города, тем больше обывателей хотят украсить свою жизнь вещами, не попадающими в разряд ширпотреба. Антиквариат, этнические предметы интерьера и произведения ремесленников пойдут у тольяттинцев нарасхват, если преподнести их в подходящей атмосфере.

CIMG7345

У нас неблохо

Путеводитель по блошиным рынкам Англии, изданный в начале XIX века, гласит следующее: «Если особа вознамерилась посетить нищий рынок с образовательной целью, то необходимо обязательно, чтобы всю осматриваемую одежду встряхивали, потому что в изобилии в ней водятся блохи и прочая живность». Блошиные рынки с тех пор никуда не делись, в отличие от блох и нищенского колорита.

«Молодой человек, постойте! Если не хотите Горбачева, вот настоящая реликвия: Фридрих Энгельс, 1924 год издания! Моя мама еще не родилась тогда!» — сердобольная старушка хватает меня за рукав и тянет к своей «стойке» — целлофановой клеенке на снегу, где разложены пожелтевшие от времени талмуды. «Энгельс у меня самый дорогой — за полтинник отдаю». Бабуля с драгоценным Фридрихом обитает не на многотысячном сборе московских барахольщиков, а на скромном, но все же блошином рынке Тольятти.

Чтобы поверить в жизнь тольяттинского пыльного царства, придется выбраться из дома в раннее воскресное утро и оказаться на тротуаре рядом с «колхозным» рынком Центрального района. Здесь можно приобрести транзисторы суперкомпьютеров 50-х, гильзы, зубной порошок и баночки со скипидаром, пластинки, монеты, пилотские шлем и очки, бюсты Ленина, Брежнева и же с ними, военные аптечки и бампер от уазика. Здесь люди говорят о войне, дедах и внуках, о своих «москвичах», «копейках» и о вещах — все как полагается.

Блохо в Москве

Блошиный рынок — квинтэссенция того, что называют винтаж, всего, что старше 20 и младше 100 лет. Ретро-стиль сегодня в моде — дизайнеры и модельеры поголовно восхищаются «гениальностью предков». Винтаж стал мейнстримом, в рамках которого готовы появиться необычные, но успешные бизнес-проекты. Первым из них стал московский художественный проект «Блошиный рынок». На нем собирают под одной крышей десятки творческих мастерских, антикварных салонов, ретро-магазинов и художественных галерей.

Открылся проект весенней сессией в апреле 2005 года, за три года было проведено восемь выставок. «Блошиный рынок» пользуется огромной популярностью у арендаторов и посетителей, потому что это единственная стихийная, но все же цивилизованная площадка старых вещей. На последний декабрьский съезд приехало около 100 участников, от единоличного подельника под вывеской «Русская береста» до целой сети магазинов «Брюссельские штучки». Детищем «Блошиного рынка» стал первый в России бутик винтажной одежды «Brocade», который первоначально задумывался как «источник идей для молодых девушек, не лишенных ума и стиля», но очень быстро переросший свою аудиторию. Теперь «Блошиный рынок» собирается расширяться в регионы.

Требуется Левша

Не дожидаясь федеральной экспансии, подобный проект в Тольятти нужно запускать сегодня, а еще лучше вчера. «Я сама часто бываю на выставке „Блошиный рынок“ в Москве, — говорит владелец галереи подарков „Карман“ Элла Марковина. — Если в Тольятти попытаться сделать нечто подобное, это может привлечь и посетителей, и галереи. Только выставка должна быть широкой тематически, потому что при узкой специализации элементарно не хватит материала. У нас есть некоторые авторы, чьи изделия пользуются очень хорошим спросом, нужно просто представить их широкой публике».

По мнению Валентины Котовой, главного хранителя краеведческого музея, «людям иногда не столь важна антикварная ценность, сколько просто хорошая ручная работа или легкий винтаж, прикосновение к истории и некий дух времени».

По мнению экспертов, по-настоящему востребованным будет настоящий hand made, дополненный антиквариатом и винтажными элементами, которые приблизят магазин к выставке-галерее, сделают его интересным даже для простого посещения. По словам Эллы Марковиной, таких мест Тольятти явно не хватает, потому что интерес покупателей к «простым сувенирным магазинчикам со стандартным китайским ассортиментом» давно иссяк.

Наполнять магазин интересными товарами будет определенно сложно, работать придется и с обитателями блошиного рынка, и с авторами галереи краеведческого музея, и с иногородними собирателями старины. Однако, трудо- и капиталовложения окупаются благодаря высокой наценке за «атмосферу» и уникальность вещей. Такие выставки-галереи размещаются на средних площадях в 100—150 кв. м. Аутентичность при оформлении помещения обязательна, впрочем, как и высокая проходимость. Эдакий одноэтажный домик с резьбой, перенесенный из Ставрополя-на-Волге и расположенный на оживленной улице.