«Черная Орхидея» / Black Dahlia
- Режиссер: Брайан Де Пальма
- В ролях: Джош Хартнетт, Скарлетт Йоханссон, Хиллари Суонк, Аарон Экхарт
Предыдущий и постоянный автор рубрики, отъехавший ненадолго в отпуск, специально для этого выпуска подстраховался, связавшись с вашим покорным слугой, ныне проживающим в Москве, и отвлек его от написания сценария хоррор-блокбастера, посулив немыслимые гонорары за рецензию в новый номер «Понедельника».
Guest star вашему покорному давно быть не приходилось, да и написать про новый фильм одного из сотни любимых режиссеров вроде как дело не зазорное. Про «Черную Орхидею», совсем недавно показанную на открытии Венецианского МКФ и Первого фестиваля американского кино в Москве, тем более.
Мало кто знает (те, кто знают — помалкивают, это нынче модно), что «нуар» не только марка кофе средней паршивости, но еще и целое жанровое направление в кино, выстрелившее по сердцам и умам американских зрителей накануне, во время и после Второй мировой.
Создателями «нуара» были штатовские продюсеры с заштопанными дырами в карманах и экономичными планами заработать горы зеленых лаве малобюджетными детективами с роковыми красотками и грустным финалом со смертью главного героя-лузера в девяноста процентах из ста.
Они даже не подозревали, что и спустя 60 лет «Коллекции нуара на DVD» будут гордо стоять на полках в «Седьмых континентах», «Перекрестках» и пользоваться громадным спросом среди тех, кто считает кинематограф не свалкой, а сокровищницей идей, будто созданных для клонирования и последующего размножения.
Фильм Брайана Де Пальмы, который широкой аудитории известен больше по «Лицу со шрамом» и «Неприкасаемым» наряду с дивным «Путь Карлито», носит столь явные следы радости режиссера от возможности вписаться в тренд моды на любимый им «нуар», что на запале только одной ее можно смело смотреть «Орхидею» раза три-четыре.
Популярная книга автора «Секретов Лос-Анджелеса» Джеймса Эллроя (издана и в России, ищите на прилавках, хе-хе, московских магазинов), нестареющий кумир мирового гей-сообщества Хартнетт и бестия с невинным взглядом, но далеко не невинными глазами Йоханссон, «реальные события» в основе, крутой детективный замес с «котом в мешке» и депальмовское завидное понимание всего того, что составляет суть «филм нуар», — всего сего перечисленного счастья «Орхидее» хватает на тайтл одного из главных кинособытий-2006. Но для завоевания имени Главного и Единственного — недостаточно. Во всем, естественно, виноваты женщины и… женственность.
… Два копа, Блайчерт и Бланчард, бывших боксера-соперника, расследуют в Лос-Анджелесе 1947 года дело некоей убитой Элизабет Шорт. Девушка, по слухам (и согласно фактам), снималась в порнофильмах, вела разгульный образ жизни и вообще не отличалась сильной разборчивостью.
У одного из копов (Аарон Экхарт) давно не стоит, у другого (Джош Хартнетт) стоит на девушку друга: ничего не меняется ни в деле, ни в постели у обоих, пока на авансцену не выходит третья (!) за фильм обворожительная красотка, Мэделин…
Стоит ли говорить, что с ее достаточно целомудренным появлением в далеко не в целомудренном контексте ряды зрителей и зрительниц скашивает вовсе не экшн, и даже не пошаговое развертывание интриги, а то, что, по мнению Карла Денэма, героя-режиссера в «Кинг Конге», «убило Чудовище» — КРА-СО-ТА.
Какой нуар!? Какая Элизабет Шорт?! Какой, к черту, Гуинплен!? Какой фильм открытия Венецианского кинофестиваля?! Тут бы томность взгляда Йоханссон вытерпеть и в живых остаться. Неважно, пройдет ли интрига мимо вас или нет с подобной установкой: кто-нибудь ее вам точно расскажет. А вот Йоханссон с губами шириной как у двадцати ваших бывших подружек… Где вы еще такой увидите, как не на большом экране?