ДАЛИ ИСПАНИИ. Серия № 12.
«Ноябрьским субботним вечером не обязательно было сидеть у телевизора, чтобы узнать счет в матче мадридского «Реала» с футбольным клубом Барселоны. О том, какая команда забила гол, радостно возвещали крики болельщиков в сине-гранатовых майках, оккупировавших кафе и спортбары по всему миру», – победа каталонцев со счетом 4:0 напомнила Светлане о том, что пора сообщить читателям «ПН» некоторые малоизвестные подробности о Барселоне.
Испанцы говорят «Барсэлона». Буква «е» произносится как «э», а буква «л» очень мягко – язык на секунду прижимается к середине нёба. Второй по значимости город Испании после Мадрида отличается от столицы невероятным смешением всего – национальностей, архитектурных стилей, настроений. К слову, барселонцы обидятся, если вы им хоть что-то скажете про первенство Мадрида. Для них вопрос собственной исключительности не вызывает сомнения.
Они не просто испанцы, они – каталонцы, что и стремятся доказать, периодически поднимая вопрос об отделении от Испании и при любом удобном случае размахивая своим желто-красным полосатым флагом. Все надписи на указателях дублируются на каталонском языке, который настолько сильно отличается от классического испанского, что многими филологами признается отдельным языком. Самое популярное барселонское граффити – емкое и не требующее перевода слово «antimadrista».
Вообще Барселона – это, конечно, город контрастов. Она яркая, шумная, радостная и светлая. Она же мрачная, минорная, сильно обветшавшая. За примерами далеко ходить не надо.
Первый пример – архитектурный. Знаменитый Гауди с его домами в стиле модерн, яркими мозаичными драконами и пряничными домиками в парке Гуэля соседствует с мрачной готикой в одноименном квартале. Храм Святого Семейства напоминает детский замок из песка, очень изящный и светлый. Но стоит свернуть с шумных туристических бульваров Рамблас, как попадешь в закоулки квартала Раваль. Туристы, в первый раз оказавшиеся после яркого солнца бульваров в темных лабиринтах готических улочек, в растерянности хватаются за сердца и карты. Конечно, заблудиться там сложно – рано или поздно выйдешь к морю или к Кафедральному собору, но узкие, извилистые и темные переулки могут испугать впечатлительные натуры. Самый сильный эффект от диссонанса территорий возникает по утрам, когда магазинчики закрыты железными ставнями, почти полностью разрисованными граффити, а улицы не успели убрать от мусора после вечернего наплыва туристов.
Квартал Раваль когда-то был любимым местом матросов и проституток. Позже он стал пользоваться популярностью у богемы из-за огромного количества баров. Сейчас многие здания обшарпаны, когда-то яркий цвет стен превратился в серый, на балконах развешено сохнущее белье, повсюду сильно пахнет марихуаной.
Пример второй – кинематографический. Популярная в России картина Вуди Аллена «Вики. Кристина. Барселона» работает на повышении туристической привлекательности каталонской столицы. Барселона в фильме – город-сказка, город-мечта. В центре истории – любовный треугольник. Красивый мужчина (Хавьер Бардем), красивые женщины (Скарлетт Йоханссон и Пенелопа Круз), волнующая музыка, вино льется рекой.
В главной роли в ленте «Бьютифул» также снимается Хавьер Бардем, и дело опять же происходит в Барселоне, но, кажется, что это город из параллельной вселенной. Город нелегальных иммигрантов и криминала, бедный и мрачный, борющийся за жизнь и не всегда побеждающий. «Бьютифул» – невероятно эмоциональная и сильная картина.
В общем, два мира – два Шапиро.
Туристы с ужасами барселонского гетто, конечно, никогда не столкнутся. Люди со всего мира обожают этот город, и он им в основном отвечает взаимностью. На табличке возле фонтана на площади Каналетес написано: «Каждый, кто выпьет этой воды, влюбится в Барселону и вновь сюда вернется». Я проверяла – не врут.
Светлана Новокщенова