«Дежа вю»
- Режиссер: Тони Скотт
- В ролях: Дэнзел Вашингтон, Пола Пэттон, Вэл Килмер, Джеймс Кэвизел
В Тольятти не так уж сложно занять вечер четверга, если ты пишешь кинорецензии в деловой еженедельник: набираешь автоответчик мультиплекса и справляешься о последних сеансах. И уж там никогда не возникает тягостной проблемы выбора, так как по-настоящему хорошее кино привозят в единственном экземпляре, а часто и вообще не привозят.
В минувший уик-энд прокатчики щедро поставили в свое расписание сразу две стоящих ленты и заставили потерзаться. В итоге режиссер Скотт показался привлекательнее режиссера Гибсона, ведь смотреть на дежа вю красивых афроамериканцев несколько приятнее, чем про индейские игры в рэмбо пятьсот лет назад. Тут еще и дежа вю с артистом Кэвизелом — здесь он главный плохиш, а в предыдущем эпике Гибсона был Иисусом…
Если зрители дружно откашляются и прочистят горло, то будут петь дифирамбы Тони Скотту («Гнев», Враг государства«, «Настоящая любовь») не хуже хора имени Пятницкого. У мужчины практически идеальная репутация. И даже прошлогоднее «Домино» не смогло ее подпортить.
В конце концов, расфокусированные желто-зеленые приходы и мошкару в кадре Скотт делает даже лучше Кар-Вая. Тем не менее, анонсируемое «Дежа вю» выполнено гораздо спокойнее, чем две предыдущих картины. Об этом свидетельствует и руководство продюсера Брукхаймера («Армагеддон», «Перл-Харбор»), который в Голливуде главный по звездно-полосатому пафосу и красивым взрывам, и упоминание «пространственно-временного континуума» еще до середины картины.
И, знаете, фильм это вовсе не портит: «Дежа вю» смотрится на одном дыхании. Другое дело, что модернистские триллеры вышли из моды, а значит, большую кассу лента не соберет…
Творчество голосистых парней из Beach Boys часто упоминается в творчестве писателя Мураками. Еще чаще их песни включают в американском кино. В самом начале «Дежа вю», прежде чем активировать бомбу, Скотт с дотошностью садиста со стажем показывает тех, кого собирается умертвить, пока звучит оптимистичная «Don't Worry, Baby».
Но вот паром взрывается, более пятисот жертв, а на место преступления приезжает задумчивый но энергичный следователь Дэнзел Вашингтон. Со своей старорежимной дедукцией он за двадцать минут экранного времени умудряется сделать больше, чем фэбээровцы из ведомства растолстевшего Вэла Килмера.
Подметив способности Вашингтона, его приглашают в загородный бункер, где в ангаре припаркованы «хаммеры» с ключами в замке и на проекционном телевизоре транслируют странное реалити-шоу про еще не взорванный паром. Немного посидев около этого телевизора и расспросив операторов, Вашингтон понимает, что может спасти погибшую при взрыве артистку Пэттон и изобличить террориста…
Через все фильмы Скотт проводит своего любимого героя — разочарованного и готового на жертву ради других. В «Дежа вю» он добавляет этому герою еще одну трагичную деталь — человек, идущий против времени, может позволить себе абсолютно все, потому что обречен.
Однако эту мысль режиссер развивает слабо, а некоторые сюжетные ходы шиты плохими нитками и норовят расползтись. Впрочем, даже при этих минусах «Дежа вю» — настоящий восторг. Где еще выстрелы и гонки будут на втором плане, пока на передний через монтажные склейки наплывают фантомные воспоминания несбывшегося и невысказанные чувства?