Доброе утро, Вьетнам. Серия № 9. «У раглайцев разрешено многомужество»
Удивительный факт – на территории Вьетнама проживает аж 54 национальности. Доминирующим этносом, конечно же, являются вьеты, а оставшиеся 7% приходятся на множество маленьких племен, удивительным образом сохранивших свои традиции в нашем техногенном веке.
У каждого племени имеется свой диалект, поэтому зачастую они не могут понять друг друга. Однажды мы наблюдали на местном рынке замечательную картину – два вьетнамских горца долго пытались договориться о цене куска мяса, а потом плюнули на это бесперспективное занятие и стали выводить цифры на песке.
Самое интересное племя, которое мы встретили за время нашего путешествия, – раглайцы. По всей стране их осталось меньше 90 тысяч. Эти симпатичные похожие на мулатов люди обладают исключительным музыкальным слухом и общаются друг с другом только через песни и танцы. Понимаю, что объяснение этому очень странное, но другого у меня нет. Причина – у раглайцев царит махровый матриархат. Раглайки держат своих мужчин в ежовых рукавицах – им не разрешается даже разговаривать без устного одобрения со стороны жены. А что делать, если очень хочется поговорить? Остается только петь.
Когда маленькому раглайцу исполняется 12 лет, отец дарит сыну две деревянные дудочки – дудочку дружбы и дудочку любви. Впоследствии музыкальные инструменты станут для него главным средством коммуникации с другими членами племени, а пока мальчик идет с дудочками в лес и слушает звуки природы. Научившись более-менее выражать свои чувства через музыку, юноша возвращается в племя и выходит в народ с мелодией дружбы. Когда все соплеменники становятся его друзьями и жизнь вроде бы налаживается, раглайский юноша непременно влюбляется в розовощекую раглайку. Чтобы покорить сердце девушки, раглаец должен придумать романтичную мелодию, похожую одновременно на пение птиц и шум камыша, чтобы ее звуки были светлыми и чистыми, как вода из горного водопада. Одним словом, чтобы мурашки по коже и бабочки в животе. Если девушке понравится мелодия, она запишет юношу в свой гарем. Да-да, у раглайцев разрешено многомужество.
А еще раглайцы верят в духов природы. Их главный бог – огромное тысячелетнее Дерево семейства фикусовых, куда они приносят жертвенные подношения. У Дерева предков племя узнает погоду, просит духов об удачной охоте и молится о рождении детей (конечно же, дочерей).
Еще одно интересное вьетнамское племя – мнонги. Это очень гордые и очень бедные горные люди. Они живут в живописной провинции Даклак и известны тем, что приручают диких слонов. Честно говоря, во Вьетнаме осталось совсем немного диких слонов, но мнонгам достаточно и этого. Чтобы приручить слона, им нужно всего лишь три месяца и немного магии. Пойманного слона шаманы заговаривают на покорность, а слонихам купируют часть хвоста, чтобы разорвать связь с будущим потомством, ведь слоненок держит хоботом мать именно за кисточку на хвосте. Волоски из слоновьих хвостов мнонги продевают в украшения, чтобы привлечь удачу и богатство. Прирученные слоны становятся полноценными членами семьи и работают наравне со всеми за еду.
Мнонги живут в длинных стометровых домах со всей многочисленной родней и скотиной. Основные занятия – охота и рыбная ловля. Высшим шиком у мнонгов считаются спиленные зубы. Это означает, что их владелец питается только мягкой пищей, как настоящий богач, а не ест обугленные куски недожаренного мяса, как остальные члены племени.