Еще вчера

07.06.2008 / 00:00
  • Режиссер: Исао Такахата
Мультфильм «Еще вчера», снятый на знаменитой японской студии «Гибли», отличается от других подобных проектов полным отсутствием чудес. Однако даже у Хаяо Миядзаки вряд ли найдется такая нежная и чувственная история об ушедшем детстве.

В июне 2007 года кинопрокатная компания Ruscico бодро рапортовала о начале трансляции по всей России лучших мультфильмов легенды японской анимации Хаяо Миядзаки. При этом пиар-менеджер фирмы давил на социальную значимость события: «Сейчас время засилья второсортных аниме-сериалов. Мы же хотим сломать стереотип, что аниме — это низкосортное кино. Кроме того, зритель уже порядком устал от 3D мультфильмов.

Мы покажем, что существуют хорошие двухмерные мультфильмы, добрые, несущие глубокий смысл, а главное, без пошлого юмора». Примечательно, что анонсируемую картину «Еще вчера», которая доехала до Тольятти без малого через год, в свое время отказались прокатывать в США из-за того, что в ленте есть сцена, посвященная месячным у девочек пуберантного возраста…

1982 год. Япония. Компания Sony недавно запатентовала компакт-диск и наращивает продажи Walkman. Якодзуна Таканахана выигрывает майское басе и укрепляет свои лидирующие позиции в чемпионате мира по сумо. В отеле «Дельфин» живет и здравствует Человек-Овца. А двадцатисемилетняя Таэко пишет заявление о предоставлении отпуска, который собирается провести на ферме в сельском районе.

Коллеги и родственники по разным причинам, конечно, не одобряют ее выбор. Первым кажется, что она должна поехать на курорт, где много молодых красавцев с упругими ягодицами и сакэ льется рекой. Вторым хочется, чтобы женщина побыстрее вышла замуж и выполнила детородную функцию. Сама же Таэко летает во сне и наяву — память постоянно возвращает героиню в школьные дни 1964 года.

И в первой же сцене она просит мать отправить ее в деревню к бабушке, на что та отвечает: «Дочка, ты что? Бабушка уже давно живет с нами!» И тут все сразу становится понятно. Далее мы преимущественно наблюдаем за школьными флэшбэками и ситуациями. Вот девочка в первый раз влюбляется и сразу в лучшего бейсболиста в классе, вот получает от отца пример правильного японского воспитания и заодно пощечину, а вот не может справиться с умножением дробей.

Параллельно демонстрируется условное настоящее время, где героиня собирает цветки шафрана на ферме своих дальних родственников, немного кокетничает с их молодым сыном и, в конце концов, понимает, зачем прошлое так неожиданно обрушилось на нее…

Режиссер Такахата гораздо менее известен, чем режиссер Миядзаки. Однако знаменитая студия анимации «Гибли» появилась на свет именно благодаря кооперации первого и второго. Просто у них разные методы сделать зрителю красиво. Такахата в отличие от Миядзаки — ортодоксальный реалист. Он не жалует фэнтези и всякого рода симпатичный эскапизм, в его фильмах нет летающих драконов, дирижаблей на паровом ходу и потусторонних бань.

Тем не менее «Еще вчера» обладает волшебной красоты картинкой и тонкой красивой историей. В каком-то же смысле воспоминания молодой женщины, в которых спрятана разгадка ее затянувшегося одиночества, та же альтернативная реальность, «внутреннее фэнтези». Только вместо призраков и лесных троллей режиссер эксплуатирует цепкие детские комплексы, которые пленили и не отпускают душу Таэко к счастью и любви. Ей осталось всего ничего — вырвать из памяти последний колючий цветок и броситься в мужские объятья, смазав перед этим губы красным соком.