«Эскадрилья «Лафайет»

29.10.2006 / 00:00
  • Режиссер: Тони Билл
  • В ролях: Джеймс Франко, Мартин Хендерсон, Жан Рено
Мировой кинопрокат ждет нового Бонда, поэтому-то в прокате нет ничего стоящего. Второсортный авиасимулятор «Эскадрилья «Лафайет», конечно, не произвел никакого впечатления на «Кинопробу» и подвергается жестокой обструкции. Ну, право, было так сложно досидеть до конца этой ленты, которая длится аж 140 минут.

Это у нас в 1917 году случилась Великая Октябрьская революция, а в Штатах в это время было спокойно. От хорошей жизни и смешных проблем американские парни записывались в эскадрильи и отправлялись в Европу воевать на Первой мировой. Об этом в 50—60 годах прошлого века было снято огромное количество бравых фильмов со сквозным девизом «первым делом самолеты». Особенно, конечно, старался режиссер Уильям Уэллман.

На фоне ставшего разговорным штампом голливудского кризиса идей история повторяется, но опять же только в виде фарса. Режиссер Билл и группа товарищей, приложивших руку к продюсированию «Перл-Харбора», вспомнили те картины и сделали авиасимулятор, который почему-то продается как ретро-кино…

Если педантичный читатель обратит внимание на постер справа, то увидит, что на самом деле лента никакая не «Эскадрилья», и ее оригинальное пикантное название «Летающие мальчики». Это постарались отечественные прокатчики-интеллектуалы, вынесшие в заголовок самую знаменитую картину вышеупомянутого Уэллмана.

Между тем фильм — американо-французская кооперация, снятая в Англии за $60 млн. В главных ролях всё незнакомые молодые лица да деревянный последнее время Жан Рено. Прокатные успехи ленты в США удручающие — касса с трудом переползла за $13 млн. И поделом! Подобный киношлак ни в коем случае не должен окупаться, иначе его начнут делать пачками…

Один не смог выкупить семейное ранчо. У второго диагноз — потомственный военный. Третьего в армию отправил амбициозный отец. Четвертый ограбил банк и скрывается от преследования. У всех парней хорошая кожа на лице и блестящие кожаные куртки и сапоги. Они — летчики американской эскадрильи, расквартированной рядом с Парижем.

Самый бравый из них крутит роман с французской проституткой, которая на проверку оказывается не проституткой. Инструктирует летчиков Жан Рено, зачем-то приклеивший усы. По началу он притворяется бездушным чучелом, но на деле проявит себя как отец родной. Зритель же всему учится по ходу фильма: чтобы сбить самолет врага, надо либо стрелять из пулемета фронтально, надеясь зацепить летчика, либо пристраиваться в хвост и целить в бензобак. 

В итоге авиадраматургия растет от примитивных погонь до воздушной дуэли двух асов, когда один просто встанет в небе рядом с самолетом «плохиша» и выстрелит ему в висок из пистолета (это дорогого стоит), и до тарана Цеппелина над Парижем (это еще дороже). «Наши», конечно, тоже гибнут пачками, но никто не смущается, потому что у летчиков профессия такая.

Ближе к концу фильм становится предельно схематичным. Если кто-то казался предателем, станет героем. Если кто-то был трусом, закончит самопожертвованием. Если кто-то негр, то его точно не убьют…

Учебное пособие по Первой мировой войне получилось чуть ли не худшим фильмом года. Вместо того чтобы тратить четыре доллара на просмотр «Эскадрильи летающих мальчиков», лучше достаньте с полки кассету «В бой идут одни старики» и посмотрите в глаза Леониду Быкову.