Груз 200

17.06.2007 / 00:00
  • Режиссер: Алексей Балабанов
  • В ролях: Алексей Полуян, Алексей Серебряков, Агния Кузнецова
Самое главное, чтобы фильм «Груз 200» не прошел незамеченным. Во-первых, потому, что иначе некоторым все же удастся сделать политический и социальный ремейк. А, во-вторых, если новая лента Балабанова соберет мало денег, нас так и будут кормить дешевым и глупым русским кино.

Провинциальные прокатчики те еще конформисты. Всю осень, зиму и весну они кормили зрителя самым плохим русским кино, которое привозили из Москвы. Причем в расписании этот шлак получал очень большое количество сеансов. Стоило же режиссеру Балабанову выпустить по-настоящему мощную и неординарную ленту, как сработали мимикрийная политкорректность и коммерческое «вдруг не пойдут».

Скандальный «Груз 200» транслируется в Тольятти всего тремя сеансами и всего в одном кинотеатре. И хотя бы поэтому вы непременно должны получить этот опыт, посмотреть эту невероятно тяжелую картину…

Действительность и образ жизни так быстро менялись в последние годы в России, что они просто ускользали от любого художника, пытавшегося их поймать. Так, едва ли не любой снятый за этот период фильм о недавнем прошлом, претендовавший на создание мгновенного снимка эпохи, казался фальшивкой, поскольку между началом съемок и премьерой мир и отношение к прошлому переставали быть похожими на свой экранный вариант.

Это в застойные годы «классики», рассказывая локальные истории, как бы невзначай сохраняли на пленке целую эпоху. «Груз 200» первый за последние пятнадцать лет российский фильм, который имеет целостность неторопливого взгляда и невероятную концентрированность, как ленты «больших» режиссеров 70-х годов прошлого века. Очень просто и без особых визуальных изысков Балабанов сделал самый страшный и бескомпромиссный фильм про Россию и русских…

1984 год. Афганистан уже активно присылает в страну цинковые гробы, но фильм совсем не об этом. В неком захолустном райцентре Ленинске дымят трубы и краска шелухой свисает со стен. Два брата — один местный усатый военком, второй завкафедрой научного атеизма в Ленинграде — на балконе пьют из трехлитровой банки выдохшееся пиво.

Затем профессор вспоминает, что ему еще нужно проверить мать и едет на своем «запорожце» к ней. В самом глухом месте машина, естественно, глохнет, и мужчина, попытавшись безуспешно завести ее, идет на свет. Одновременно парень с грузинским корнями и майкой «СССР» напивается на соседней дискотеке, тащит к себе в машину дочку секретаря райкома и едет с ней на тот же свет. Там их встретят угрюмый Серебряков, вьетнамец Сунька и обладатель невероятного лица артист Полуянов, которого в фильме все называют «начальник»…

Саундтрек «Груза 200» целиком и полностью состоит из репертуара «Дискотеки 80-х». В итоге ВИА «Ариэль», «Самоцветы», Юрий Лоза пробирают до чертиков на фоне происходящих событий. И это, безусловно, намеренный ход Балабанова. Режиссер демонстрирует всю беспочвенность позитива, который охватил современное российское общество по поводу прелестей Советского Союза, и ставит знак равенства между властью и маньяком. Своей же целью Балабанов ставит предостережение от попыток тащить мертвеца (СССР) в настоящее. Это подтверждает хотя бы начало ленты, где титр «Груз 200» наложен на изображение карты страны.