Исчезнувшая империя

25.02.2008 / 00:00
  • Режиссер: Карен Шахназаров
  • В ролях: Александр Ляпин, Лидия Милюзина, Иван Куприенко, Армен Джигарханян
СССР, Москва, ХХ век, 70-е годы. Лекции по истории партии, пластинки Pink Floyd и The Rolling Stones, очереди в пивной ларек, танцы, любовные истории. Режиссер Шахназаров достаточно неожиданно снял весьма пристойный фильм о начале конца советской эпохи.

У «Кинопробы» есть одна примитивистская теория. Нам думается, что нынешнюю моду на ностальгию по советскому прошлому в умах творческой интеллигенции разожгли два очень разных человека — Леонид Геннадьевич Парфенов и Владислав Юрьевич Сурков. Первый создал визуальный и стилистический эталон, сняв свой сериал «Намедни». Второй всячески поощряет и щедро финансирует позитивные истории про прошлое страны, где так вольно дышит человек.

Не вдаваясь в детали и объяснения нашего мнения, стоит отметить тот факт, что отечественные кинорежиссеры, всегда чутко реагирующие на конъюнктуру времени, тут же прочувствовали тренд и стали один за другим выдавать опусы на тему. Одним из последних высказался Карен Шахназаров…

1974 год. Пока Иван Васильевич меняет профессию, совершается злодейское убийство Сальвадора Альенде, но все это не слишком беспокоит Сергея. Парень ведет не слишком обременительную и вполне себе комфортную жизнь московского студента. Вынося букинистам раритетные книги своего деда, он одновременно заносит фарцовщикам, чтобы приобрести пластинку The Rolling Stones и джинсы Wrangler.

Все это, бесспорно, неспроста: Сергею очень нравится Люда, а фетиши западной культуры используется как раз для того, чтобы завоевать привязанность девушки. Однако русоволосая Людмила та еще кокетка, и в свободное от учебы и Сергея время успевает крутить роман с его приятелем.

Последний в свою очередь никогда не упускает случая сделать маленький адюльтер на стороне. Ему вроде бы популярно и доходчиво объясняют, что поступать так не стоит, но каналья продолжает срывать поцелуи красотки. Однако постепенно, кадр за кадром этой очень неторопливой истории выясняется истинный замысел Шахназарова. Режиссер не слишком интересуется воспитанием чувств, его гораздо больше заботит исчезающая империя…

Фильм, в общем, получился приятный. Авторами была проделана впечатляющая работа по воссозданию стиля и деталей эпохи. Опять же выверенная до мелочей операторская работа и прекрасный актерский ансамбль. Однако вся суета вокруг любовного треугольника главных героев является лишь прикрытием для размышлений об обреченности геополитического колосса.

И очень неожиданно, что у Карена Георгиевича в итоге вышла не ода, а элегия по СССР. Вроде бы сегодня он государев человек и вообще директор киностудии «Мосфильм», но ведь балабановщина же получилась! Еще большее недоумение поначалу вызывает прокатный тираж «Исчезнувшей империи» — лента имеет внушительные триста копий.

Нет, мы не сомневаемся в художественной ценности проекта и работе мастера, но коммерческий потенциал картины ничтожен, так как его целевая аудитория смотрит телевизор, а в кино ходит только по праздникам и на «Иронию судьбы» В итоге этот казус объясняется просто — здесь наследил «Самый лучший фильм». Кинопрокатная компания «Каро» выдала «Исчезнувшую империю» в нагрузку к экзерсису «Камеди клаба». Кинотеатры же, столкнувшиеся с требованием «не возьмете Карена — не дадим Бульдога», были вынуждены согласиться.