Искупление
- Режиссер: Джо Райт
- В ролях: Джеймс МакЭвой, Кира Найтли, Ванесса Редгрейв
Английская драма «Искупление» — первая картина из номинированных на главный «Оскар» этого года — доехала до Тольятти только на прошлой неделе. В то время как факт номинации в тех же Штатах вызвал значительный рост экранов, демонстрирующих фильм, и, соответственно, в разы увеличил кассовые сборы, в нашей провинции лента стартовало почти незаметно.
Так, вечерний сеанс в минувший четверг собрал лишь семерых зрителей. При этом транслировавшийся в соседнем зале блокбастер «Я — легенда» мог похвастаться аншлагом. После просмотра «Искупления» «Кинопроба» испытывает неловкость: мы вроде бы должны пиарить высокохудожественное кино, но по факту очень жалеем, что сами не отправились смотреть на приключения Уилла Смита…
На экране марево жаркого летнего дня и едва ли не чеховские персонажи — «Искупление» начинается буднями в английском загородном поместье аккурат перед Второй мировой войной. Летают осы, работают вентиляторы и люди, конечно, потихоньку сходят с ума. Отец аристократического семейства напряженно работает во благо великой Британии. Мать страдает мигренью на тахте. Дети и слуги предоставлены сами себе.
Старшая дочь Сесилия — надменна, черноглаза и залихватски курит самокрутки. Младшая Брайони любопытна и очень любит фантазировать. Сын дворецкого Робби до краев наполнен желаниями и эмоциями по отношению к Сесилии и иногда пишет ей совершенно непристойные письма на печатной машинке, однако в особых случаях спасает утопающую младшенькую.
Есть еще совсем юные кузены девушек и гости, но они скорее играют роль бездушных предметов, о которые спотыкаются главные герои, чтобы запустить цепочку событий, приводящих к неприятным последствиям.
Сначала Робби сломает старинную вазу, потом Брайони прочитает то, что не предназначалось для ее глаз, и затем, наконец, Сесилия эффектно отдастся плотской страсти в домашней библиотеке. В финале этой проходящей сквозь годы статридцатиминутной истории артистка Редгрейв с печалью и блестящими от слез глазами расскажет и о войне, и о потерях, и об искуплении…
Бесспорно, что у режиссера Райта получился бескомпромиссно красивый фильм. И саундтрек с его волшебной фортепианной мелодией. И костюмер, поймавший стиль и суть эпохи, почти всеми платьями и костюмами. И операторская работа с какими-то совершенно невероятными планами и ракурсами. И яркие неформатные лица молодых английских актеров. Все очень здорово. Все приметы большого голливудского стиля на месте.
Но когда монтажер свел кусочки воедино и специально обученные люди добавили титры, лента вдруг сделалась смертельно скучной. На наш взгляд, это из-за того, что «Искуплению» катастрофично не хватает мечтательности, расфокусированных изображений и романтизма. Райт, увлекшись крупными формами и минимализмом, забыл добавить сюда главный элемент для подобного кино — возможность для сострадания. И вот ты сидишь в зале, смотришь бесчувственным болваном на все эти слезы и потери, а сам уже думаешь о том, как бы побыстрее поехать домой и поиграть в World of Warcraft.