Израиль. Серия № 9: о том, что шабат - отличная традиция
Складывется ощущение, что все они отдыхали в ультраортодоксальных городах вроде Бейт-Шемеша или Бней-Брака, хотя ни в одном из них нет гостиниц для туристов», – Варвара сообщает о радостях шабата.
На мой взгляд, шабат – одна из самых прекрасных традиций иудаизма. Праздник начинается на заходе солнца в пятницу и заканчивается с первой звездой в субботу. В этот день действительно запрещена любая работа, в том числе и по дому. С того момента, как женщина зажгла шабатную свечу в пятницу вечером и до вечера субботы, она может спокойно лечь, задрав ноги, и ничего не делать. Полагаю, вы теперь понимаете, почему я так люблю шабат.
Один знакомый раввин как-то рассказал мне, что женщина имеет право объявить о начале праздника даже чуть раньше захода солнца и, таким образом, подарить себе пару часов дополнительного отдыха. О, чудесный раввин, с того момента я регулярно пользуюсь твоим советом. Что, впрочем, не мешает мне нарушать шабат и сидеть в интернете. При этом домашние дела я всегда откладываю как минимум до вечера субботы. Ну или как получится.
Вообще традиция и современность в Израиле переплетаются самым причудливым образом. Теоретически общественный транспорт в шабат действительно не ходит, но на практике всегда есть маршрутки и такси, которые продолжают работать. Обычно их водят либо выходцы из бывшего СССР, либо арабы. Первые – в связи с тем, что не обременены особой религиозностью, вторые – потому что их священный день к началу шабата как раз заканчивается. Единственный недостаток этой ситуации – цены. В субботний день поездка обойдется примерно в два раза дороже, чем в обычный.
Большая часть магазинов в шабат тоже закрыта, но на практике в любом городе, особенно курортном, есть лавочки и кафе, которые работают всегда. И у них, в отличие от транспорта, цены в шабат не меняются. Владельцы не в убытке – выручка в этот день бьет все рекорды. В гостиницах туристов тоже, разумеется, кормят. Поэтому слухи о том, что кто-то остался голодным из-за израильских религиозных традиций, сильно преувеличены.
Разумеется, в шабат функционируют дежурные части в армии и полиции, дежурные врачи и медсестры в больницах. Кстати, даже в соответствии с самыми строгими канонами шабата, если нарушение святости праздника необходимо для спасения жизни другого человека, то оно называется «счет души» и не только допустимо, а даже обязательно. Когда у моей подруги в шабат случились роды, ей оказали такую же помощь, как и тем, кто рожал в будний день. Человеческая жизнь в Израиле важнее любых традиций.
Хотя, надо признать очевидное: в шабат израильтяне предпочитают отдыхать. Религиозные семьи отправляются гулять в близлежащие парки или друг к другу в гости. У нерелигиозных выбор несколько шире. Парки, зоопарки, многие музеи в этот день работают и не жалуются на отсутствие посетителей. И, разумеется, летом можно поехать на море. Спасатели в шабат не отдыхают – у моря нет религиозных традиций, и утонуть можно в любой день.
Единственное, куда не следует заезжать на машине в шабат, – это ортодоксальные районы. Обычно на въезде они вешают предупреждающую табличку: «Это религиозный район, просим соблюдать день субботний». В ультраортодоксальных городах, вроде вышеупомянутых Бейт-Шемеша и Бней-Брака, о начале шабата извещает сирена. Для неподготовленного человека это может стать нервным потрясением, особенно в такой неспокойной стране, как Израиль.
Мне рассказывали о новых репатриантах, приехавших в страну незадолго до одной из войн. За короткий период они привыкли при звуках сирены нестись в укрытие. И вот, приехав к родственникам в Бейт-Шемеш, никак не могли понять, почему жители этого городка так спокойно реагируют на сигнал тревоги.