Кошки на окошке
Небо, море, облака
«Для того чтобы создать такую работу, надо лет десять учиться, – рассказывает «ПН» Игорь Панов, член Союза художников России, показывая рукой на композицию из трех человеческих фигур. – Это вам не путинский «Узор» и не творчество раскрученного Никаса Сафронова. У последнего с искусством вообще мало общего».
«Настоящие мастера» имеют за спиной специализированные школьные классы, шесть лет художественного факультета, магистерские годы и разнообразный выставочный опыт. Для того чтобы иметь звание члена Союза художников России, без участия в выставках регионального и всероссийского масштаба тем более не обойтись. Имеющие все это могут получить за одну жанровую работу в Тольятти до 150 тыс. рублей, но это ценовой потолок. Средняя же стоимость продаваемой в городе картины – 20 тыс. рублей.
Деньги, отданные за классическое «небо, море, облака», вкладываются ценителем прекрасного в авторские навыки владения цветом, рисунком, в его личную концепцию, реализованную по всем законам жанра. «Это не просто инвестиции в чье-то самовыражение. Показать, что небо – это не просто небо, способен только человек, по-настоящему овладевший профессией», – уверен Сергей Кондулуков, заслуженный художник России.
На вопрос, сколько выпускников художественных отделений города за последние пять лет сумели сделать себе имя, в тольяттинском отделении Союза художников России вспомнили всего о трех персонах. «Остальные идут продавать шторы, оформлять кому-то интерьер, верстать рекламу, – комментирует Игорь Панов. – Что называется, работу работать».
Раз квадрат, два квадрат
Впрочем, благодаря художественному противовесу в виде альтернативных творческих организаций, продажа штор может и не ставить крест на профессии. Так, творческий союз «Солярис» представляет на арт-рынке города художников, что называется, по наитию. «Мы не против реалистических традиций. В нашем ряду немало хороших реалистов, – говорит Олег Березин, руководитель ТСХ «Солярис». – Но нередко тот, кому не хватит умения изобразить «Мишек в сосновом бору», пользуется куда большим успехом у покупателя со своими «квадратными фантазиями», в которых часто и концепции-то никакой нет, не говоря уже о законах живописи и композиции!»
Мастеров кубических, квадратных и любых других геометрических фантазий в учебной терминологии обозначают, как художников-модернистов. В Тольятти они сами себя называют представителями современного актуального искусства. Цель сторонников творческого хаоса – предельное самовыражение, доставляющее художнику максимум удовольствия.
«Если обычная черная точка поставлена мастером на белом холсте с невероятным удовольствием, покупатель это заметит. Практика показывает, что именно наслаждение работой является основой денежных вложений для ценителей. А не точно выверенные законы живописи, перспективы и композиции, – считает Олег Березин. – Опять же чтобы внести себя в историю завтра и заработать сегодня, надо иметь свое лицо. У автора первой в мире черной точки на белом холсте оно появиться может. У автора тысячных «мишек в лесу» – вряд ли».
Мне бы кошечку
Инвестировать в акварель, масло или пастель сегодня, во время экономической нестабильности, особенно выгодно. Работа, купленная сейчас на тольяттинском арт-рынке за 50 тыс. рублей, через десять лет будет стоить минимум втрое дороже. «В отличие от игры на бирже или собственного бизнеса, который может в любой момент прогореть, покупка полотен – это беспроигрышные долгосрочные инвестиции, которые будут кормить ваших детей», – рассказывает Игорь Панов.
Главное – не проиграть в выборе объекта своих вложений. В Тольятти не ведется исследований культурологических предпочтений публики, и на весь город нет ни одного искусствоведа по современному модернизму. «Оппозиции "реализм-модернизм" сегодня на арт-рынке не существует, - считает Ольга Сямина, кандидат культурологии. - В частных коллекциях некоторых известных российских бизнесменов можно увидеть совершенно разные по художественному языку работы, классика и авангард в них прекрассно уживаются. Главное, нучиться отличать настоящее искусство от суррогата, будь то реализм или модернизм. Без эстетических ориентиров есть огромная вероятность вложить деньги не в художественное произведение, а лишь в пустую претензию или коммерческую подделку".
Впрочем, вкусы тольяттинских почитателей запаха краски сегодня вряд смогут рассказать о завтрашнем дне местного рынка. По словам художников, основной доход в их ежедневной коммерции составляют псевдопозитивные пейзажи из серии «солнечный круг, небо вокруг», вид Жигулевских гор и интерьерная геометрия, что называется, «под цвет стены».
«И кошки. Их особенно хорошо берут», – добавляет Олег Березин.