«Монгол»
- Режиссер: Сергей Бодров-старший
- В ролях: Амаду Мамадаков и другие неизвестные актеры
«Нам фосим белетов «Мангол», — сказал смуглый с узким разрезом глаз мужчина в кассе кинотеатра «Вега». «Ага, вот кто им бюджет окупит», — с сарказмом подумали мы. Картина обошлась ее продюсерам в $15 млн и стала самым дорогим проектом режиссера Бодрова-старшего. Премьеру «Монгола» он назначил на 20 сентября, аккурат в пятилетнюю годовщину смерти Бодрова-младшего.
По факту просмотра остается сказать, что это единственное, о чем хочется говорить по отношению к этой премьере. Но так как у нас тут постоянная рубрика, то вот подробнее, почему «Монгол» — это так себе…
В отличие от националистического блокбастера «Кочевник», который Бодрову пришлось доснимать за другим режиссером-растратчиком, анонсируемая лента не несет такого откровенного политического месседжа в духе Александра Невского («кто к нам с мечом придет…»). Монгольский эпос сдобрен не политической демагогией, а народными мудростями безвредного характера.
Одна из них служит и эпиграфом картины: «Не презирай слабого детеныша, он может оказаться сыном тигра». И ведь прав народ. Междоусобная мельтешня нищих азиатских кочевников с неким Темучином в главной роли в итоге приведет к появлению Чингисхана, созданию самой большой в истории континентальной империи и переселению целых народов.
Впрочем, о глобальном в «Монголе» ни слова — будущий великий политический деятель большую часть экранного времени ругается с братом, страдает в рабстве, нежно любит жену. С ней он знакомится еще юным мальчиком, и нахальная щекастая девочка сразу заявляет ему в категоричном тоне: «Ты должен выбрать меня в невесты». После этого фактически весь сюжет «Монгола» держится на том, что враги то и дело разлучают Темучина с любимой. Причем делают это они настолько упорно, что к тому моменту, когда ему, наконец, удается зажить с ней стабильной семейной жизнью, она уже успеет обзавестись двумя детьми от других кочевников…
Сначала кажется все, что сценарист и режиссер знают о ранних годах жизни Чингисхана, почерпнуто из Википедии. Позднее из интервью Бодрова выясняется, они воспользовались рукописной «Тайной историей монголов», созданной спустя несколько лет после смерти Чингисхана. Впрочем, этот исторический документ так и не дает ответа, как тот, кто был никем, сразу стал всем. Два часа экранного времени нам показывают типичную бытовуху, при том случившуюся восемьсот лет назад. Возможно, ситуацию будет прояснять следующая серия, ведь лента имеет титр «часть первая». Но за эту конкретную картину Бодрову — двойка. Бери дневник, иди домой.