Несмотрибельно
- Режиссер: Фернанду Мейрелиш
- В ролях: Джулианна Мур, Марк Раффало, Дэнни Гловер, Гаэль Гарсия Берналь
Романы последнего, где то Пиренейский полуостров, отколовшись от Европы, пускается плавать по Атлантике, то ни с того ни с сего перестают умирать старики, строятся на совершенно фантастических, но простейших допущениях, которые просто руки чешутся перенести на пленку. В случае со «Слепотой» не совсем даже понятно, как пленка выдерживает такой стыд и зачем отечественные прокатчики решили демонстрировать эту ужасную картину да еще спустя 2 года после ее официальной премьеры…
В неком мегаполисе живут обычные и очень разные люди. Водят машины, занимаются сексом, работают врачами-окулистами. Персонаж артиста Раффало как раз такой врач, и однажды ночью он вместо того, чтобы лечь поближе к своей жене (Мур) и выполнить супружеский долг, роется в медицинских справочниках.
Мужчина пытается выяснить, отчего люди вокруг вдруг стали ни с того ни с сего слепнуть. На следующее утро уже слепнет он сам, а следом и большое количество других граждан округи. Порядок со зрением по непонятной причине наблюдается только у его жены, до эпидемии с большим уважением относившейся к столовому вину. Власти, почувствовав неладное, быстро спохватываются и загоняют слепцов в карантинную зону.
Изобразив незрячую, бледная Мур следует туда за мужем и наблюдает, как классические западные ценности, вроде свободы личности и гуманизма, быстро отступают перед средневековым правом сильного. Антигероя тут исполнит Берналь, и именно с ним у Мур случится главный идеологический конфликт, в результате которого гуманизм все-таки победит…
«Слепота» могла бы стать прекрасным киновариантом великолепной книги «День триффидов», но по факту получился невообразимый кошмар. В ленте, где каждая сцена и ситуация полна метафор и отсылок к классикам, плохо абсолютно все – актеры играют на уровне сериалов канала «Россия 1», на монтаж пригласили, кажется, какого-то студента, а бюджет не позволяет продемонстрировать ни одного стоящего спецэффекта.
Большую часть двухчасового хронометража «Слепота» балансирует между триллером про ослепших горожан, потерявших из поля зрения супермаркет, и пафосной философской аллегорией про внутреннее око, делающее нас божьими созданиями. В какой-то же момент картина скатывается в натуральный «Догвилль» в худшем смысле этого понятия, а аллегоричность так назойлива, что становится слегка не по себе: завершить историю о слепоте взглядом в серо-белое небо и сказать «Неужели я ослепла?» – это все равно что с трибуны рассказывать о новейших данных по проблеме «дважды два – это, наверное, четыре». «Слепота» настолько плоха, что даже «Утомленные солнцем 2» на ее фоне выглядят лентой с оскароносным потенциалом.