Ночь в музее. Идеи для Тольятти (часть 11)

21.06.2012 / 11:03
Город начинается не с дорожных развязок, не с производств и даже не с привлеченных инвестиций. Основа города – люди. Их средний уровень потребностей, типичное мировоззрение и культурные традиции определяют потенциал и перспективу развития территории. Поэтому первый шаг для экономического рывка Тольятти – повышение культурного уровня его жителей.

DSC01372_20_2012

Говорят, если до 5 лет ребенок не брал в руки скрипку, то великим скрипачом он уже не станет. Если молодое поколение тольяттинцев не приобщать к настоящему искусству, как потом сможет видеть и понимать прекрасное взрослый человек? А приобщать к истинным ценностям в Тольятти практически негде. Несколько киноплексов, один профессиональный театр, одна филармония. Остальное – пивные, рестораны, ночные клубы. Там ни чувство прекрасного не сформируется, ни способности к творчеству не проявятся, ни возможности не реализуются. «Когда мои дети были маленькими, я впервые серьезно задумался над вопросом: как воспитать в моих девочках чувство прекрасного? Пришлось возить их в самарские музеи и галереи практический каждый выходной. Осознав, что далеко не у всех тольяттинцев есть такая возможность «окультуривания» своих детей, я почувствовал потребность и желание сделать так, чтобы и в нашем городе был художественный музей федерального, международного уровня», – рассказал президент банка «ГЛОБЭКС» Виталий Вавилин, также являющийся учредителем Волжской картинной галереи «Собрание актуального реализма».

Другие провинциальные города с гораздо меньшим населением, чем Тольятти, и без промышленных гигантов тем не менее отлично «укомплектованы» в культурном плане.

Например, Саратов – его художественный музей был создан по инициативе художника Алексея Боголюбова, внука Александра Радищева, который был профессором живописи и жил вообще-то в Париже, но решил в память о своем великом предке передать его родному городу свою художественную коллекцию с условием, что город предоставит под музей хорошее помещение. Потребовался не один год, но новое специальное здание было заложено и построено. Участвовали в строительстве всем миром: и городское купечество, и промышленники, и власть. Открытие состоялось в 1885 году, и уже в первый год его посетили более 60 тысяч человек. Неудивительно: ведь в коллекции Рокотов, Левицкий, Перов, Брюллов. Музей и сегодня пополняет свою коллекцию работами современных мастеров, в его залах полотна Репина, Сурикова, Айвазовского, Шишкина, Петрова-Водкина и Малевича. Это вторая Третьяковка – настолько богатое там собрание, причем работы не лежат в фондах, а постоянно экспонируются.

Аналогичная история из Самары. Один из лучших художественных музеев Поволжья создали граждане Самары – купеческий сын и художник Константин Головкин заложил основу фондов, купец Петр Шихобалов передал свою богатейшую коллекцию, поддержали идею городские власти и простые жители. Сегодня в залах музея – работы Репина и Поленова, Шемякина и Неизвестного.

И совсем уж показательный пример – Нижний Тагил. Маленький город на Урале, не имеющий даже аэропорта, а в собрании его музея изобразительных искусств картина великого Рафаэля Санти. Ее привезли из Италии промышленники Демидовы. Они не только выкачивали ископаемые из уральских недр, но и «вкачивали» в российскую культуру, оставив потомкам богатейшее культурное наследие.

В Тольятти есть «купцы и промышленники» в лучшем понимании этих слов. Во многом именно на средства меценатов был возведен памятник Татищеву – одна из главных наших достопримечательностей, так что опыт успешной реализации подобных культурных проектов у городского сообщества есть.

На основе личной коллекции художественных работ, собранных Виталием Вавилиным, сейчас формируются фонды Волжской картинной галереи «Собрание актуального реализма». Бывший председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Владимир

Каданников считает так: «Надо показать людям конкретную картину конкретного автора, объяснить ее ценность и почему она обязательно нужна в коллекции, рассказать ее историю – где она была до этого, кто и почему продает, какова ее стоимость… Надо приобщить людей к теме, заинтересовать, включить в процесс – и очень многие откликнутся, захотят поучаствовать. В России всегда собирали деньги по подписным листам – кто сколько может». Сказанное Владимир Васильевич подтвердил делом: преподнес галерее ценный дар – рисунок нашего знаменитого земляка, художника Константина Горбатова и несколько экземпляров альбома Горбатова для будущей музейной библиотеки.

В начинании экс-президента поддержал действующий президент ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Комаров, который от себя лично подарил галерее скульптуру «Русский воин» работы Александра Рукавишникова. Игорь Анатольевич заверил, что завод поддержит проект создания в Тольятти художественного музея, поскольку он реально имеет большое социальное и культурное значение и для города, и для завода с его многотысячным коллективом. Тем более что основное здание галереи «Собрание актуального реализма» планируется открыть именно в Автозаводском районе города, где сосредоточена большая часть работающего населения, много детей и молодежи.

«Подарки от руководителей ВАЗа – это практически уже традиция, – замечает Виталий Вавилин, – на встрече с Борисом Алешиным, которая проходила в Москве, в знак поддержки проекта музея в Тольятти, где он прожил два года, Борис Сергеевич после моего рассказа о галерее просто вышел в соседнюю комнату, принес и подарил работу основателя футуризма, художника и поэта Давида Бурлюка. Сейчас этот портрет жены художника можно увидеть в нашей экспозиции».

Комментарий мэра Сергея Андреева:

– Эта идея должна быть реализована, и она будет реализована. Со стороны городской власти основной момент, по которому мы взаимодействуем, – предоставление здания для размещения постоянной экспозиции галереи. Рабочий вариант помещения уже подобрали – отдельно стоящее здание, находящееся в собственности муниципалитета, на одной из главных улиц Автозаводского района. Теперь очередь за оформлением юридических вопросов. А после потребуются наши общие усилия для ремонта и приведения в соответствующий вид будущего культурного центра города.

 

Прежде чем использовать этот материал, обязательно ознакомьтесь с правилами.