Один день со звукорежиссером
9.00. Александр честно предупреждает, что качественная звукозапись – процесс крайне длительный и трудоемкий. По сути, сегодня нам придется записывать и сводить бэк-вокал к одной единственной мелодии, которая через пару недель должна прозвучать минусовкой для караоке-поздравления на статусной тольяттинской свадьбе. Чтобы не утомлять читателя однообразным циклом запись – обработка – сведение – проверка – запись, наполним рабочую смену воспоминаниями и историями более насыщенных звукорежиссерских будней.
11.00. Сначала разберемся с заказом. Клиенту нужна минусовка на известную песню. Александр и его аранжировщик Алина сняли мелодию, разложили ее на инструменты, подобрали партии, перевели в музыку, воспроизвели, записали и свели воедино. Теперь осталось записать и наложить бэк-вокал, которого в этом треке набирается на целый хор. Весь объем работы исполняет певица Екатерина Суходеева – одна из самых профессиональных тольяттинских вокалисток.
Для имитации многоголосья каждый кусок Екатерина пропевает, а Александр записывает множество раз, варьируя интонации и тональность. 4-5 наиболее гармонично сочетающихся фрагментов будут сведены воедино и дадут звучание небольшого хора.
Красным отображается дорожка, запись которой идет в данный момент.
Зеленым отображаются уже сохраненные фрагменты, пригодные для обработки и сведения.
13.00. Допытываюсь, зачем же нужна профессиональная студия, гора аппаратуры, звукорежиссер и прочее, если сейчас в каждом утюге встроен микрофон – записывай, слушай и получай удовольствие. «Самое главное отличие настоящей студии от микрофона в «утюге» – акустика помещения. Здесь все комнаты: для записи вокала, для записи инструментов, комната звукорежиссера – звукоизолированы. В них нет ни посторонних шумов, ни эха. В бытовых условиях безэховых комнат не существует, а значит, записать чистый звук без искажения невозможно. Не получится хорошо записать инструмент или вокал в микрофонный вход встроенной звуковой карты компьютера с караоке микрофоном!... Студийные мониторы помогут правильно понять и оценить природу звука. А в бытовой акустике многое можно не услышать, а это значит, что микс может отличаться при прослушивании на других акустических системах », – поясняет Александр.
Для этой студии помощь в дизайн-проекте, подборе звукоизолирующих материалов и в выборе оборудования оказывал Игорь Лях – известный тольяттинский флейтист международного уровня и признания.
14.00
«Сегодня работаем размеренно и спокойно, а перед Днем города был такой случай. Прибегает в обед музыкальная группа «Санитарный день» и заявляет: «Вопрос жизни и смерти – нам завтра с утра нужен сведенный трек про Тольятти». А в группе этой пять музыкальных инструментов плюс вокалист. Около 6 вечера начинаем писать. Каждый инструмент: бас, барабаны, саксофон, аккордеон, шейкеры, вокал записываем по отдельности, и это занимает минимум два часа. Всю ночь без перерывов и перекуров писали, сводили. И в 10 утра следующего дня трек был благополучно отправлен по назначению.
На фото: группа "Санитарный день".
Правда, качество этой работы в авральном порядке было не на высшем уровне. Но для большего качества нужно большее количество времени. В стандартном режиме эта работа должна занимать не меньше недели. При этом в день непосредственно со звуком режиссер должен работать не больше трех часов, после этого периода слух притупляется и эффективность, качество работы звукорежиссера начинает падать», – считает Александр.
16.00. Замечаю в углу студии кипу листов с невнятными текстами:
«– А-а-а!
– Огонь! Бей!
– О-о-о! По машинам!
– Вперед!
– Кидаю осколочную гранату!»
«Недавно закончили озвучку компьютерной игры «Iron Front» – шутер по мотивам Великой Отечественной войны – совместный проект российских и немецких разработчиков, – поясняет Александр.
– 25 мая игра поступила в продажу. И те полгода, которые мы провели за ее озвучкой, вспоминаю с легкой дрожью: для каждого основного героя игры нужно было записать по 800 фраз, плюс реплики эпизодических персонажей, вводные тексты к миссиям и ситуациям. Для погружения актеров в ситуацию крутили в студии военные фильмы и хроники сражений. А для меня главной сложностью была необходимость каждый выкрик записать в отдельный файл, дать каждому файлу указанные в заказе названия – очень монотонный и длительный процесс. Но результатом работы вся наша команда и заказчик остались довольны».
17.00. Слишком просторная комната, где расположились синтезатор аранжировщика и мониторы, микшеры звукорежиссера, наводит на мысль, что студия предназначена для записи не только аудио-, но и видеодорожек.
«Да, была забавная история со съемкой клипа музыкальной группы «Город Лир».
Они арендовали студию, обещали принести профессиональный свет и хорошие видеокамеры. В день съемки выясняется, что из света есть только промышленная лампа, а единственная видеокамера снимает не лучше, чем видеорежим на моем фотоаппарате. Но отступать было поздно. Подручными средствами создавали свет. Со стороны это выглядело как минимум забавно: Один парень бегает с лампой, а другой тыкает вилку в розетку с бешенной скоростью… Так мы добивались эффекта стробоскопа. Штатив видеокамеры заменяли коробками и бесконечно креативили по ходу съемки. Для столь ужасных условий работы результат получился более чем достойный».
На фото: Александр Хоменко на обложке журнала "Молодой".
18.00. По оценкам участников рынка, в Тольятти работает более десятка звукозаписывающих студий разного уровня качества и доступности. Поэтому обойти вопрос ценообразования не представляется возможным. «Большинство студий предлагают почасовую аренду 400-800 рублей за час. И итоговая стоимость одной готовой песни для музыкальной группы будет зависеть от оперативности записи каждого из участников. У нас оплата не почасовая, а сдельная – 2500 рублей за трек. В эту стоимость входит аренда студии, запись всех инструментов, вокала, сведение и мастеринг», – говорит Александр.
19.00. Не для денег, а для души Александр записывает собственные музыкальные произведения, именуя свой проект «Мэри Джейн», мечтая найти выход на Тимура Бекмамбетова, чтобы в очередном блокбастере в саундтреках появилась одна из его композиций:
«Нужно постоянно расти и совершенствоваться. В 5 лет я починил бобинный магнитофон, прицепив вместо порвавшегося тросика резинку от трусов. В 10 лет изводил соседей ужасными аккордами на ненастроенной гитаре. В 15 лет попал в музыкальную группу. В 20 открыл собственную студию. Пора двигаться дальше».
Прежде, чем использовать данный материал, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами.