Отступники/Departed
- Режиссер: Мартин Скорсезе
- В ролях: Леонардо ДиКаприо, Джек Николсон, Мэтт Дэймон, Марк Уолберг
Пока Голливуд перманентно борется с кризисом жанра и штампует комиксэкранизации азиатский кинематограф неспешно и без шума снимает шедевры на любой вкус, расширяя понятие художественного в кино. И если к американским ремейкам шикарных японских хорроров все уже привыкли и стараются их не замечать, то парафраз гонконгского экшна — вещь редкая.
Тем более примечательно, что одну из самых ярких лент последних лет «Двойная рокировка» на голливудские рельсы ставил классик Мартин Скорсезе. Оригинальную «поэзию пуль» и звезду карваевских фильмов Тони Люна заменили играющий на надрыве ДиКаприо и сочный мат от Джека Николсона. Вышло, в общем, неплохо…
Между тем «Оскара» у Скорсезе как не было, так и нет. Более того, есть мнение, что, взявшись за постановку «Отступников» (более точный перевод «Покойники»), он окончательно простился с мечтами о нем, ведь лента, несмотря на 150-минутный хронометраж и все фишки большого стиля, совсем далека от тех картин, которые предпочитает киноакадемия. «Не даете, так и шут с вами!» Теперь Мартин снова с удовольствием делает свои криминальные саги.
И если быть честным, то именно за них, за «Злые улицы» и за «Славных парней», любит зритель этого режиссера.
Возвращение к истокам вышло у Скорсезе негениальным, но весьма симпатичным по сегодняшним временам. От гонконгской работы в ленте остались лишь характеры главных героев да симметричная конструкция «кротов», внедренных мафией и полицией в ряды друг друга. Действие картины проходит в Бостоне — самом «европейском» городе США.
С первых минут Скорсезе всё называет своими именами: «плохиша» исполняет Дэймон, «кибальчиша» — ДиКаприо. Главный злодей, конечно, Николсон. Причем это лучший Николсон за последние годы, так как почти всю картину Джек дает по полной, а Скорсезе ничего не вырезает. Основное действо спрессовало где-то месяц из жизни персонажей.
ДиКаприо нужно срочно выяснить, кто «крот» в полиции, а заодно найти улики на Николсона, у Дэймона задачи обратные. При этом все друг друга ненавидят и обвиняют в мужеложстве, а главные персонажи спят с одним и тем же психиатром. И чем дольше смотришь на эти бесконечные сигареты, выстрелы в голову, валиум, депрессии и затравленные взгляды, тем больше «Отступники» восхищают. Им почему-то веришь, и кажется, что это самое правильное кино об американском криминале…
Подводя черту, хочется отметить, что и операторская работа, и музыка, и ритм истории в ленте выше всяких похвал, но с актерскими работами и сценарием не всё гладко. Во-первых, Дэймон, по сути второй раз играющий талантливого мистера Рипли, выглядит бледной копией самого себя — ему, безусловно, двойка. Во-вторых, ближе к финалу картина судорожно стремится быстрее закончиться, сведя всё воедино, и смотрится это нездорово.
Впрочем, очень хорош ДиКаприо, который временами вызывает стойкие аллюзии с Шараповым на малине у Джигарханяна. Учитывая же тот факт, что все герои ленты стремятся засветить ему кулаком по лицу, то бессмертное «ну и рожа у тебя, Володька» должно было непременно прозвучать с экрана.