Параноид парк

01.02.2008 / 00:00
  • Режиссер: Гас Ван Сэнт
  • В ролях: Гейб Невинс, Тейлор Момсен, Лорен МакКинни, Дэниел Лиу
Самый известный голливудский популист гей-культуры режиссер Гас Ван Сэнт в последние годы снимает однотипные ленты про подростков и отчуждение в большом городе. И чем дальше, тем лучше у него это получается. Отличная атмосферная лента «Параноид Парк» в основном рассказывает о портлендских скейбордистах и немного о трупе на железнодорожной станции.

Как-то раз пятнадцать лет назад постоянный автор «Кинопробы» отправился с приятелем на набережную Автозаводского района. У нас были с собой две очень важные вещи — бутерброды и скейтборды. И вот в жаркий июльский полдень мы рассекаем набережную на скейтах. Пытаемся делать все эти модные штуки: подпрыгиваем, заезжаем на бордюры, едем только на двух колесиках. Получается пока не слишком эффектно, зато бутерброды вкусные.

И тут мы увидели на пляже девушек. Ну таких девушек — лет шестнадцати, но уже с формами. Мы посмотрели друг на друга, посмотрели на скейты и, отложив их, пошли знакомиться. Так поступали и впредь. Вы спросите, к чему все это, собственно? Вспомнилось после просмотра очередной ленты режиссера Ван Сэнта на тему: «Легко ли быть молодым»…

Портлендский тинейджер Алекс из прочих радостей жизни все-таки предпочитает скейт, а на любой вопрос отвечает «ничего» и смотрит в другую сторону от собеседника. И пока его подружка, которая, между прочим, главная школьная красотка и чир-лидерша, мечтает о дефлорации и устраивает герою скандалы по поводу отсутствия внимания, он бежит из своего дома, где разводятся родители, и проводит время с приятелем. Однажды тот предлагает ему пойти в «Параноид Парк», но Алекс отказывается:

 — Я не готов для этого места.

На что слышит ответ вполне в духе Ницше:

 — Никто никогда не готов для «Параноид Парка».

И Алекс, поддавшись, надевает свои бесформенные джинсы, футболку с принтом и едет в этот «Парк», асфальтовую коробку на краю города, где упражняются все местные скейтеры. Там он преимущественно не катается, а сидит и задумчиво смотрит на других. Так продолжается некоторое время, пока в школу к Алексу не приходят полицейские, расследующие смерть пожилого железнодорожного охранника. Перед смертью мужчину, вероятно, ударили скейтом.

Герой вроде бы что-то знает об этом, но молчит, а после беседы с полисменом ходит на берег океана и пишет о случившемся карандашом в своей школьной тетради. В итоге детективная ситуация как-то незаметно растворится и превратится в атмосферную историю об отчуждении в большом городе…

В этой полуторачасовой картине слишком мало событий и много скейтбордов. Тем не менее, «Параноид Парк» — лучшая лента Ван Сэнта за последние годы. Развивая вновь модную тему «белого отребья», режиссер ходит вокруг да около детективной интриги, но затем забывает о ней и уже с видимым наслаждением просто снимает клип про миловидного лохматого мальчика, не расстающегося с доской.

Обаяния процессу добавляет великолепный саундтрек, эффектности и смысла — царь и бог операторского искусства Кристофер Дойл («Любовное настроение»). Очень к месту и то, что фильм демонстрируется на английском языке с русскими субтитрами, а, значит, отечественные горе-дублеры не смогли ничего испортить своими голосами. Ближе к концу лента настолько очаровывает, что когда начинаются финальные титры, думаешь: «Ну давайте еще немного, хочу еще скейтбордов».