Подарок от бога. Тольятти глазами Фабио Мастранджело
Кто: дирижер, пианист, 49 лет
Откуда: Бари, Италия
Сколько прожил в Тольятти: 5 дней
Фабио Мастранджело уже 14 лет живет в России, но в Тольятти оказался впервые. Мужчина – новый художественный руководитель фестиваля «Классика над Волгой». Несмотря на свой плотный график, синьор Мастранджело нашел время для беседы с корреспондентом «ПН» и рассказал о роли музыки в политике, почему важно мечтать и как он нашел свою вторую родину.
Персона нон грата
Я родился в музыкальной семье: когда мне исполнилось пять лет, отец начал учить меня игре на фортепиано. С тех пор музыка – моя жизнь. Папа всегда говорил мне: «Не переставай мечтать. В тот день, когда ты перестанешь это делать, можешь считать себя мертвым». Я каждый день об этом думаю и позволяю себе самые смелые мысли. Например, что касается «Классики над Волгой», хочу, чтобы этот фестиваль стал одним из лучших в мире. Убежден, что это возможно.
Если говорить о музыке глобально, то я мечтаю участвовать как дирижер и пианист в урегулировании глобальных мировых проблем. Музыка может принести спокойствие. В 50-е годы берлинский оркестр впервые выступил в Санкт-Петербурге и Москве, это случилось через 10 лет после страшной кровопролитной войны. Музыка стала первым шагом примирения и дала людям понять, что все закончилось и нужно смотреть вперед.
Как дома
Несколько лет назад я получил российское гражданство и, будучи гражданином России, расцениваю поведение Украины как предательство. Понятно, что речь идет о правителях и о государстве, а не о воле людей. Многие музыканты были вынуждены покинуть Украину, отменить концерты. Там сейчас много глупости и несправедливости.
Впервые в России оказался 16 лет назад. Я прилетел в Санкт-Петербург, и меня не покидало странное ощущение, будто я знаю этот город. Решение о переезде принял спонтанно, но решительно и еще ни разу об этом не пожалел. Мне комфортно жить в России. Может быть, дело в том, что русские люди очень эмоциональные, такие же как итальянцы, а эмоции – важная часть моей жизни, поэтому здесь я нашел свою вторую родину. Я, например, учился в Канаде, но у меня ни разу не возникло желания там остаться. Канадцы никогда открыто не демонстрируют свои чувства.
Идеальный язык
В России очень сильные фортепианная, струнная и дирижерская школы. Пока я был на проекте «Большая опера» телеканала «Культура», один австриец любил подтрунивать надо мной и говорил, что, похоже, русская школа пения обошла итальянскую. Это не совсем так. В России, безусловно, есть очень талантливые певцы и певицы, но школа пения здесь еще не совсем организована. Я считаю, что ее пора создавать. Советская школа была интересная, но не совсем правильная: такие исполнители, как Елена Образцова и Галина Вишневская, зачастую занимались самообразованием далеко за пределами СССР, что позволило им звучать интереснее. Кроме того, советская школа пения уже старомодна.
Если говорить о Тольятти, то мне сложно оценить культурный уровень местной публики. Более того, я полагаю, что это не так уже и важно. Если он низкий или средний, значит, есть возможность для роста, каждый сам должен для себя определить, насколько для него это важно в жизни. Единственное, что я успел понять о вашем городе, – здесь фантастическая природа. Это просто подарок от Бога всем тольяттинцам. Честно говоря, я не представляю себе лучшего места для летнего фестиваля классической музыки.
Что касается русского языка, то алфавит я выучил еще в детстве. У меня было большое желание читать, говорить и писать на русском, поэтому я освоил его без помощи репетиров и учителей. Мне кажется, что русский и итальянский самые красивые языки, которые идеально подходят для исполнения оперных произведений, в отличие, например, от немецкого.