Прохождение медных труб. Духовому оркестру Тольяттинского музыкального училища исполнилось 30 лет
Как бы подразумевается, что любой мэр должен знать: культура любого города, (особенно свежевыстроенного) начинается с появления в нем трех учреждений — музея, театра и библиотеки. Это основа основ. Появление в городе еще каких-либо учреждений культуры (филармонии, оркестров, балетной студии) позволяет говорить о ее развитии. А состояние этих учреждений позволяет говорить об уровне городской культуры.
Поэтому коммунисты знали что делали, когда в 1969 году открыли в промышленном городе, не имеющем истории и культурной самоидентификации, музыкальное училище. А в 1978 году в нем уже было достаточно студентов, чтобы составить из них духовой оркестр. Правда, тогда он состоял всего из двух флейт, двух кларнетов, двух тромбонов, трех труб и одной тубы.
Но даже такой состав уже позволял обучать студентов дирижированию, ансамблевой игре и оркестровой практике. С 1980 года педагогический состав отделения духовых инструментов был укомплектован полностью, и работа ОДИ охватила все направления: сольное и оркестровое исполнительство (классы флейты, гобоя, кларнета, саксофона, трубы, валторны, тромбона, тубы), дирижирование и педагогическая деятельность.
Пик развития духового оркестра и пришелся на 80-е годы. К этому времени в Тольятти уже было 12 духовых оркестров. По инициативе музыкального училища с 1981 по 1985 год в Тольятти проводились марш-парады в честь Дня Победы. В этом грандиозном проекте принимали участие все духовые оркестры Тольятти. От площади Свободы двенадцать музыкальных коллективов торжественно шествовали до Центральной площади, где их звучание сливалось в финальном аккорде. Старшее поколение тольяттинцев хорошо помнит эти праздники. Сегодня что-то подобное реализовать невозможно.
Строительство капитализма в России, начавшееся в 1992 году, угробило духовое исполнительство, сделало музыкантов нищими и нанесло сокрушительный удар по всей российской культуре в целом. Но вот что примечательно — упадок наступил не в «гремящие 90-е».
В то «славное» десятилетие только набрал силу городской конкурс духовиков «Фанфары Тольятти», а в 1997 году в Тольятти и вовсе с громким успехом прошел Всероссийский конкурс молодых исполнителей на духовых инструментах. Достаточно сказать, что председателем жюри конкурса был сам Тимофей Александрович Докшицер, величайший трубач минувшего века.
Неприятное ощущение, что мы находимся на развалинах Римской империи, наступило только в последние несколько лет. Отсутствие мест для работы (музыкально-драматический театр, заложенный коммунистами, так и остается фундаментом на ул. Баныкина), ничтожные зарплаты, остаточный принцип финансирования культуры как отрасли — все это сделало свое дело. Сегодня выпускники духового отделения работают продавцами, водителями «газелей», журналистами, в лучшем случае — учителями в музыкальных школах. Работать негде. Оставшиеся в профессии выпускники уезжают из города. Тольятти экспортирует свою культуру.
Поэтому тридцатилетие духового оркестра стало праздником воспоминаний при закрытых глазах на сегодняшний день. А что будет завтра?..
Но ведь базовые основы культуры в городе пока остались: театр, музей, библиотека, филармония, учебные заведения, преподаватели, талантливые дети. Что мешает властям сделать всего несколько шагов: достроить музыкальный театр, выделить филармонии ставки для создания современного духового оркестра, установить музыкантам сносную зарплату? Это не такие большие деньги, они есть в бюджете. Все остальное музыканты сделают сами. Но для этого не хватает только одного — серого вещества в головах городских и губернских чиновников.