Рики

20.09.2009 / 00:00
  • Режиссер: Франсуа Озон
  • В ролях: Александра Лами, Серхи Лопес, Артур Пейре, Мелюсин Маянс
Теперь уже точно можно сказать, что наступили новые времена. Режиссер Озон, кумир эстетствующих киноманов, когда-то развлекавший и пугавший скандальными и бескомпромиссными «Крысятником» и «Криминальными любовниками», остепенился и занялся поточным производством притч. Одним кажется, что Франсуа сдал былые позиции, другие уверяют, он стал работать тоньше и изобретательнее. Если его предыдущий «Ангел» был изощренной практически без подвохов стилизацией под чисто женскую мелодраму, то в новой картине «Рики» Озон идет заметно дальше…

Обычный французский спальный район. Маленькая квартира типового дома. Невыспавшаяся Кати (Лами) везет самостоятельную дочку Лизу в школу, а потом едет на своем мопеде на фабрику, чтобы там методично закручивать крышки емкостей с какой-то бытовой химией. И так изо дня в день. Однажды Кати, упаковывая банки, краем глаза замечает новенького – помятого и неряшливого испанца Пако (Лопес). В перерыве он присядет рядом, возьмет у нее сигарету. Вечером они сходят в кафе…

Через некоторое время Лиза спросит у мамы: «Мы теперь будем как семья?» «Что-то вроде того», – уклончиво ответит женщина… Пако забирает Кати из роддома в их маленькую квартирку. Рики – такое имя дает новорожденному брату Лиза. Далее следует повседневность: Кати занимается ребенком, Пако нервничает. И внимания ему мало, и ребенок кричит. Однажды мать уходит, оставляя Рики с отцом, а когда возвращается, то обнаруживает на спине сына синяки.

Она думает на Пако, и семье, кажется, конец. И тут посреди этой французской бытовухи случается чудо – Рики, поначалу обычный ребенок, демонстрирует изумленной маме некоторые, так сказать, анатомические аномалии. «Где вы его держите?» – заполняет формуляр на младенца педиатр. «В его клетке. То есть в кроватке», – сбивается задерганная мамаша, а старшая дочка-чистюля доходчиво разъясняет: «Мы закрепляем на кроватке одеяло прищепками, чтобы он не улетел»…

«Рики» – экранизация старого английского рассказа «Мотылек», который, в сущности, является обыкновенной сказкой. И, в общем-то, понятно, почему никому из критиков не понравился новый фильм Озона. Непонятно другое. Они хором ноют, что хотим, мол, нового киноязыка, старый уже надоел, но что-то пока никто ничего кардинального не предложил. Так вот же! Озон, экспериментирующий  во всех своих фильмах и соединяющий несоединимые жанры, и здесь отличился.

При этом он обошелся без эстетствующего занудства, которым сейчас повсеместно принято прикрывать бессилие, берущееся из творческой слабости. Без какой-либо спешки, методично и аккуратно Озон рассказывает свою историю, делая вывод, что женщины всегда наедине со своими детьми. Он удивительно чувствует и показывает повседневный женский мир. При этом сюжетное сальто-мортале развязывает режиссеру руки, позволяя двигаться в практически любом из возможных направлений. С точки зрения жанра Озон так и поступает. Вначале перед нами драма, чуть позже комедия, затем – настоящая трагедия, а в завершение и вовсе притча.