Случайные фрагменты города
«Калмыцкое ученье повествует, что по сотворении нашего света жили люди по осьмидесяти тысяч лет. Они были преисполнены святости, питались невидимыми дарами благодати и чудную имели силу возноситься на небо. В то время было странствие душ и все люди были перерожденные. В оный же век света калмыцкие боги, или бурханы, коих число тысяча, переселились на небо.
Потом настал неблагополучный век. Земля произрастила некое, как мед, сладкое растение, в их книгах «шаме» называемое. Потом нашелся прожорливый человек, который, отведав оного, объявил о том и прочим людям. От того бывшая по земле святость и сила в людях возноситься на небо совсем исчезла.
Но перед последним концом мира услышан будет глас от духов, после чего полетят сверху на землю всякие смертоносные вещи. Оставшиеся возьмут с собой пищу на семь дней и скроются в пещерах. Потом пройдут очищающие землю дожди, ниспадет всякое одеяние и пища, наступит добродетель. Затем на землю явится несказанно великий ростом бурхан Шайдари и будет он неописуемо красив…» (П.С. Паллас: «Путешествие по различным провинциям Российского государства», изд. 1773–1778 гг.)
Ассоциировался ли у первых крещеных калмыков Христос с бурханом Шайдари? Возможно. Ведь принудительное крещение было запрещено строгим императорским повелением, чтобы не усложнять процесс освоения огромного пространства. А мудрый проповедник скорее поможет слушателю переосмыслить издавна укоренившуюся идею, чем станет оную сразу ниспровергать.
«Народ, привыкший к степному кочеванию, и по это время своей привычки оставить не может. Живут по степям, на пригористых местах в кибитках, которые они удобно переносить с места на место могут. Летнее свое кочевание выбирают при реках и местах, удобных для паств, всякое кочевание состоит не более как из 10 кибиток, а иногда и меньше. Зимой выбирают такие места, где им удобнее от зимних вьюг укрыться: перелески или между горами долины, а ближайшие к Волге – упираются в поемные места. Старейшины их живут в Ставрополе, где им построены дома на казенное иждивение». («Записки путешествия академика Лепехина», изд. 1821 г.)
«В.Н. Татищев рассудил, что княгине Тайшиной лучше жить в Алексеевске, а прочих калмыков поселить в степи между реками Черемшаном и Кондурчой. Но это место не понравилось Тайшиной. Один из казаков указал Татищеву место возле Царева кургана, где есть бор с лесом для строений. Этот казак указал и урочище Кунья Воложка, верст на двадцать выше предыдущего места.
24 сентября 1737 года Татищев сделал представление на это место в Коллегию Иностранных дел и получил согласие на строительство крепости. Татищев вместе с генерал-майором Саймоновым определил: селить купечество в городе. А если охотников не будет, перевезти из Казанской губернии до 50 семей купцов, но чтобы без разорения их.
В апреле 1737 года Анна Тайшина приехала в Самару, получив из Москвы при отъезде 9247 рублей. Весной 1738 года крещеные калмыки отправились на новое место обитания двумя путями: по Волге на судах и по берегу на лошадях и верблюдах. Каждую партию калмыков сопровождал конвой из пятидесяти солдат и донских казаков. Вместе с калмыками была препровождена и походная церковь Воскресения Христова. В середине 1738 года приехала из Самары в Ставрополь и княгиня Тайшина». (В.Н. Витевский, И.И. Неплюев. «Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 года», изд. 1891 г.)
Василий Никитич Татищев, формальный городской основатель, принимал участие во взятии Нарвы, в Прутской кампании и в Полтавской битве. В этом ракурсе изображение его – подобно Петру Великому – верхом на вздыбленном коне не лишено смысла, хоть бы даже и на берегу Волги.
«Чтобы видеть очаровательную картину нагорной стороны Волги, императору угодно было из Ставрополя в Самару путешествовать Волгою на катере, и это путешествие было восхитительно». («Император Александр. По личным воспоминаниям лейб-хирурга Д.К. Тарасова», изд. 1915 г.)
Февральская революция 1917 года докатилась до Ставрополя не сразу: Совет крестьянских депутатов был создан только в конце апреля, а Совет рабочих депутатов – в мае. Крестьяне, соответственно, тут же плюнули на арендные платежи, а рабочие перешли на нормированный восьмичасовой рабочий день.
В 1924 году властью Советов было решено преобразовать Ставрополь в село в связи с отсутствием в нем промышленности и немногочисленностью населения. Село получилось знатное: роскошный каменный клуб, самодеятельный театр с Чеховым в репертуаре и даже филиал литературного общества «Слово». Но потом в Жигулях нашли нефть. В результате после войны, в 1946 году, Ставрополю возвращают статус города – буквально накануне главного поворота в его судьбе.
Перенос жилого фонда из старого Ставрополя на возвышенное место начался весной1953 года. Единственное здание, которое Ставропольский исполком решил не переносить, – земская больница. Она не попадала в зону затопления.
«Почтальон, молодая белокурая девушка, разбирая свежую почту, обратила внимание на одну поздравительную телеграмму с адресом «Молодежный бульвар, 10».
– Вот загадка, – недоуменно рассуждала девушка, – там никакого дома, кажется, нет…
Но сомнения были напрасны. Такой дом оказался. Он вырос и ожил в 1960 году так же незаметно, как и многие жилые дома, детские учреждения, школы, магазины. Наступление на пустыри все усиливается. А вот другая улица – Сталина. И она стала неузнаваемой. Рядом с городским парком появились новые жилые здания под номерами 62, 64, 68, 70, 74 и другими. По соседству с самыми кварталами № № 32 и 38 растянулся новый жилой массив – квартал № 36. Пройдет немного времени, и этот пустырь заполнится городским шумом». (Газета «За коммунизм» от 1 января 1961 г. № 1 (3557))
На опубликованный в «Комсомолке» и «Пионерской правде» призыв тольяттинских учащихся школы № 23 откликнуться всех, кто носит имя Пальмиро Тольятти, отозвались Уфимский авиатехникум, школы в Ленинграде, Казани и Хасавюрте и два судна: один – теплоход с портом приписки в Тольятти, другой – нефтеналивной танкер, посылавший радиограммы то от берегов Африки, то с Кубы. Со всеми шла многолетняя переписка.
«Тольятти относился к тем умным политикам, которые поняли: путь, предложенный вождями современного коммунистического движения, в том числе и нашего, – это ошибочный путь. Он понял, что коммунизм в том виде, в котором он осуществлялся в Советском Союзе, – утопия. Я глубоко сомневаюсь, что сам он верил в построение коммунизма. Не случайно появилось знаменитое последнее письмо Тольятти, в котором он говорил, что будущее остается за социалдемократией, в широком ее понимании...» (Из воспоминаний Л.С. Колосова (Лесткова), собкора «Известий» в Италии, ветерана внешней разведки СССР, полковника КГБ.).
К слову, Леонид Сергеевич Колосов способствовал заключению сделки между СССР и концерном «ФИАТ», а также получению кредита от концерна при постройке автозавода в Тольятти. При этом было сэкономлено 62 миллиона долларов. За «сделку века» Леонид Колосов получил внеочередное звание и наградное ружье.
В России и в мире практически во всех сколько-нибудь крупных городах отмечают дату основания. Тольятти «дозрел» до собственного праздника в 1981 году, что было документально засвидетельствовано Постановлением от 7 мая бюро ГК КПСС и горисполкома № 192/8 о праздновании Дня города. Первый праздник отметили 21 июня, поближе к канонической дате получения княжной Анной Тайшиной жалованной грамоты от своей венценосной тезки императрицы Анны Иоанновны – 20 июня 1937 года.
В дальнейшем исторической деталью вынужденно пожертвовали, поскольку к концу июня городское население здорово сокращалось: кто в отпусках, кто на каникулах, да и на огородах самый полив, сохнет все. Поэтому уже в 1982 году дату торжества перенесли на первые июньские выходные. Так и повелось. В общем, с Днем города!