Совокупность лжи

23.11.2008 / 00:00
  • Режиссер: Ридли Скотт
  • В ролях: Леонардо ДиКаприо, Рассел Кроу, Марк Стронг, Алон Абутбул
Восемнадцатый полнометражный фильм Ридли Скотта вышел в американский прокат без шумной пиар-кампании и вообще без какой-либо помпы. В итоге несмотря на высокие оценки критиков после шести уик-эндов он смог собрать лишь половину денег от своего производственного бюджета. В России «Совокупность лжи» заработает совсем уж скромно. Так, в тольяттинском прокате лента идет лишь одним экраном и всего двумя сеансами. Да и то при пустом зале. При этом фильм на самом деле очень и очень неплох…

Где-то в пыльном горячем воздухе Ближнего Востока хмурится отрастивший эспаньолку точь-в-точь, как у Дзержинского, Леонардо ДиКаприо. На нем гоповатая адидасовская олимпийка и толстый слой грима. Вскоре появляется надпись, сообщающая, что дело происходит в иракском городе Саммара.

Лео исполняет хорошо тренированного агента ЦРУ, который прекрасно стреляет из всех видов автоматического оружия и одним предложением съесть апельсин доводит до слез шахида-смертника. Впрочем, он не такая уж и сволочь. Гораздо более гнусным персонажем выглядит герой артиста Рассела Кроу, его начальник и шеф ближневосточного отделения американской разведки.

К примеру, когда ДиКаприо озаботится судьбой семьи погибшего иракского посредника, Кроу посоветует ему забыть об этом и съесть хот-дог. Параллельно в Манчестере и Амстердаме случаются два серьезных теракта, и теленовости сообщают, что количество жертв будет трехзначным числом.

ДиКаприо срочно командируют в Иорданию, где вроде бы находится тренировочная база «Аль-Каиды» и прячутся организаторы взрывов. На новом месте герой сначала знакомится с манерным шефом королевской разведки, который строго смотрит ему в глаза и требует всегда говорить только правду.

После Лео встречает местную черноокую красотку, сообщающую, что работа должна быть лишь малой частью жизни человека. Трудоголик агент кивает, но, естественно, не согласен с ней и сутками напролет ищет террористов. Все это время они активно ругаются с начальником по телефону. ДиКаприо не выпускает из рук телефоны различных моделей «Нокиа», а Кроу, кажется, во всех кадрах появляется с проводным наушником хэндс-фри в ухе. В итоге подчиненный однажды заявит: — Я люблю Ближний Восток. — Ты что? Никто не любит Ближний Восток. — Может, в этом и дело?..

Вообще все теперешние фильмы о ближневосточных разборках вынуждены проходить через процедуру сравнения с эталоном темы — лентой режиссера Стивена Гейана «Сириана». И, наверное, еще долго никто не сможет сравниться с последней. Хотя и прошлогоднее «Королевство» и анонсируемая «Совокупность лжи» — картины по-своему симпатичные. Так, у Скотта в активе прекрасная роль Рассела Кроу, заматеревший ДиКаприо и вроде бы очевидный, но всеми забытый вывод, что Восток — дело тонкое. Однако концовка «Сирианы» безоговорочно кладет всех соперников на лопатки.

Там персонаж Джорджа Клуни, прорвавшись к своему оппоненту, имеет лишь несколько секунд, чтобы сообщить что-то важное, но может лишь развести руками в отчаянии: все слишком долго объяснять и вместе с тем все слишком понятно и без слов.