Утомленные солнцем: Предстояние

25.04.2010 / 00:00
  • Режиссер: Никита Михалков
  • В ролях: Никита Михалков, Олег Меньшиков, Виктория Толстоганова, Надежда Михалкова
Продолжение, казалось бы, без вариантов законченной картины «Утомленные солнцем» стало заметным медийным событием еще за несколько месяцев до премьеры. Сначала «Первый канал» отдал под Никиту Сергеевича вечерний прайм-тайм, затем случилась буря псевдопостеров в блогах, наконец, за пару недель до премьеры отечественные кинокритики дружно впечатали сиквел лицом в масляный торт.

Самого Михалкова вся эта ситуация, похоже, мало беспокоит. В общем, наверное, правильно: не барское это дело – с холопами спорить. Главного российского режиссера, возможно, не слишком волнуют даже кассовые сборы. Во-первых, несмотря ни на какие отрицательные рецензии публика на Михалкова все равно пойдет. Во-вторых, он очень хочет Каннского триумфа. Но это у него может получиться только по очень большому блату. И вот почему…

22 июня приблизительно понятно какого года отбывающий лагерный срок бывший комдив Котов (Михалков), а ныне просто зек номер такой-то узнает, что его политическую статью таинственным образом заменили на уголовную. Растерянный все-таки комдив (русские офицеры бывшими не бывают) наблюдает, как пулеметчики пускают всех политических в расход, а уголовников готовят к эвакуации, когда на лагерь начинают падать немецкие бомбы.

Так для Котова началась война, а для отправившего его в лагерь Мити (Меньшиков), забравшего себе его жену Марусю (Толстоганова кое-где удачно заменила Дапкунайте, но минус акцент) и дочь Надю (Надежда Михалкова), начинаются поиски затерявшегося по штрафбатам комдива.

Кому Михалков крутит это кино – так сразу и не скажешь. Себе самому? Вечности? Кажется, что задача ставилась скромная: все три часа «Предстояние» стремится быть энциклопедией народной жизни и смерти в формате сериалов «Курсанты» и «Штрафбат».

Но всякий раз срывается: крещение уцепившейся за морскую мину Нади безногим священником Гармашем, обгоревший мальчишка-танкист, который просит медсестру показать грудь, – это уже не энциклопедия жизни и не правда войны, а что-то куда менее литературное, парадоксальное же спокойствие, с которым смотришь на экран, еще раз подсказывает – не тебе говорится.

Видеть в происходящем логику начинаешь, задав простой вопрос: а где же главный интерес Никиты Сергеевича? Мохнатый там шмель или какой, но всякая картина Михалкова, за исключением, может быть, «Урги», была обстоятельным любопытством ко злу в самых его личных, достоевских формах (если сомневаетесь, вспомните, как в «Свой среди чужих...» Ванюкин ест суп или шелестящее бормотание Обломова), разрешившемся в уже окончательно похожих на «Вия» «12». В «Предстоянии» зло, которое он пытается допрашивать, так велико, что разговора не получилось. Никита Михалков предстоит в стороне и смотрит, как то, что он пытался допросить, прокручивает его фильм через мясорубку кинопроектора куда-то в темноту равнодушного зала.