Владимир Степин | все, связанное с Высоцким

03.02.2012 / 14:25
В отечественном списке «наше все» Владимир Высоцкий занимает, пожалуй, только второе место, но сразу после Пушкина. Сегодняшний коллекционер из нашей одноименной рубрики еще до интервью сообщил, что он, кажется, тяжело болен Высоцким. Отправившись к нему в гости, мы обнаружили крупнейшую в Поволжье коллекцию, посвященную поэту.

466 Коллекционер Высоцкий

Персона: Владимир Степин, сотрудник охранной структуры

Коллекция: все, связанное с Владимиром Высоцким

Возраст коллекции: более 20 лет

Владимир, творчество Высоцкого до сих пор влияет на умы миллионов россиян. Но мало кто собирает такие, как у вас, коллекции.

– Раньше собирали. Большой интерес к Высоцкому был, если вы помните, в конце 80-х. Это был бум. Многие коллекционировали книги, публикации, пластинки. Но до конца дошли единицы. Я свою коллекцию начал собирать еще в школе. Это были какие-то полулегальные фонограммы, плохо переснятые фотографии. Постепенно у меня начали появляться книги. Достать их было очень сложно – тиражи мизерные, а охотилась за ними вся страна. У нас, напротив магазина «Океан», в то время был «черный рынок», на котором иногда можно было найти редкие экземпляры.

А как в нынешнее время выглядит процесс пополнения?

– Сейчас дефицита, как вы понимаете, нет. Но тут главное не чтобы много, а чтобы новый экземпляр был ценным. Например, книги, которые недоступны обычному обывателю. Это зарубежные издания или издания, выпущенные малым тиражом. Такие вещи даже в интернете не каждый найдет. А у меня есть наработанные годами связи с коллекционерами со всего мира. Таких, как я, немало и в США, и в Израиле, а в Украине и Белоруссии и подавно. И если в каком-то регионе выходит малотиражка типа «Высоцкий в нашем городе», то мы, конечно, помогаем друг другу в получении таких экземпляров.

– У вас с коллегами только виртуальное общение?

– Мы, кстати, называем себя высоцковеды. Само собой, мы знакомы не только по переписке, но и встречаемся лично. Например, на Ваганьковском кладбище в дни памяти.

А вы поддерживаете отношения с тольяттинским музеем Высоцкого?

– Да, я знаком с его директором Виктором Куликовым, но у нас разные взгляды на то, как музей должен функционировать. На мой взгляд, сейчас этот музей мертв. Он не пополняется действительно интересными экземплярами. Кроме того, как мне кажется, это должен быть скорее центр культурного наследия, где книгу можно полистать, а пластинку послушать. А когда все спрятано за стеклом, это никому не нужно.

Покажите ваш самый ценный экземпляр.

– Вот за этим изданием я целенаправленно охотился 8 лет. Считается, что при жизни Высоцкого не печатали, только редкие маленькие публикации. Но серьезные коллекционеры знают, что в 1972 году в Италии на итальянском языке издали книжку со стихами трех авторов – Окуджавы, Галича и Высоцкого. Называется она «Песни протеста». Достать эту книгу невозможно, так как она абсолютнейший раритет. Но мне все же удалось заполучить ее у коллекционера из США. 

Не можем не спросить вас о впечатлении от фильма «Высоцкий: спасибо что живой».

– Оно двоякое. Безусловно, понравилась игра актеров. Но почему они вынесли болезнь и наркоманию на передний план? Где рассказ о творчестве? Есть и еще один положительный момент. Я проанализировал влияние фильма на общество, и оказалось, что продажи книг о Высоцком и компакт-дисков резко выросли после премьеры. Причем магазины докладывали, что основным потребителем является молодежь, что меня очень порадовало.