Воображариум доктора Парнаса

31.01.2010 / 00:00
  • Режиссер: Терри Гиллиам
  • В ролях: Кристофер Пламмер, Том Уэйтс, Хит Леджер, Джонни Депп, Джуд Лоу
У каждого поколения свой Гиллиам. Если «семидесятники» дружно прыскают при воспоминаниях о «Монти Пайтон», то для «восьмидесятников» Терри — это, прежде всего, «Бразилия». Для тех, кто культурно рос в 90-е, а это как раз автор «Кинопробы», все тоже вполне однозначно — «12 обезьян». Сцена с усатым и длинноволосым Уиллисом, которого застрелят на его собственных глазах, пока он бежит спасать мир и девушку, это вообще мелодраматическое must see № 1 или 2. Поколению «нулевых» не очень повезло. Во-первых, Гиллиам откровенно хандрил. Во-вторых, ему самому категорически не везло: то с погодными условиями, то с продюсерами, то с Хитом Леджером...

Доктор Парнас (Пламмер) – тысячелетний алкоголик, путешествующий по миру в облезлом фургончике и перемещающий людей в волшебный мир их собственного воображения с помощью игрушечного зеркала-шторки. В состав его труппы также входит рыжеволосая грудастая дочка Валентина (Коул), которой скоро должно исполниться 16 лет, влюбленный в нее найденыш Антон (Гарфилд) и карлик Перси (Тройер), вечно путающийся у всех под ногами.

Валентина мечтает сбежать и купить собственный дом, где она сможет валяться на диване вместе с мужчиной, похожим на журнальную картинку, Антон мечтает сбежать с Валентиной, карлик не мечтает ни о чем, потому что обо всем знает наперед, а Парнас хочет перезаключить пари с Дьяволом (прекрасный Том Уэйтс с тонкими усиками и тросточкой), которому когда-то проиграл жизнь своей еще не родившейся дочери.

Во вполне современном Лондоне на мосту Блэкфрайерс они вынимают из петли симпатичного висельника Тони (Леджер), и тот быстро берет в оборот весь «Воображариум»: организовывает промо-кампанию, сажает на сцену едва прикрытую волосами, а в остальном абсолютно голую Валентину и решает, что парковать магический фургон надо внутри торгового центра, а не снаружи…

О том, что путешествовать с мертвецом нежелательно, говорилось в эпиграфе другого известного фильма, но  Гиллиам, как и Джармуш в свое время, мудрым советом пренебрег. И вроде бы слава богу, так как смерть Леджера принесла разваливавшейся от недофинансирования картине большую страховую выплату, а фокусы с его звездными двойниками – дополнительное внимание публики.

Однако сам фильм скрипит и дребезжит точно так же, как везущее его героев транспортное средство. Момент перехода Тони-Леджера через волшебную шторку, после которого он превращается в того, в кого превращается (сохраним остатки интриги) – это как раз самый простой, понятный и естественный поворот сюжета.

Все остальное – размашистая аппликация, неловко склеенная из предыдущих работ Гиллиама: скажем, танцующие голозадые полицейские – это точно «Монти Пайтон», а магическое зеркало – из «Братьев Гримм». В диалогах временами отсутствует логика, главные персонажи, как куклы, периодически безвольно повисают на своих шарнирах. И только некоторые эффекты и визуальные фантазии позволяют сообщить, что Гиллиам сел в лужу не полностью, а только наполовину.