«Все умрут, а я останусь»

26.10.2008 / 00:00
  • Режиссер: Валерия Гай Германика
  • В ролях: Полина Филоненко, Агния Кузнецова, Ольга Шувалова
В Тольятти всего в одном кинотеатре и всего одним залом стартовала российская кинокартина «Все умрут, а я останусь». Казалось бы, ординарное событие, да и мало ли там этого арт-хауса показывают. Однако есть три причины, по которым этот фильм категорично необходимо смотреть. Во-первых, лента получила два спецприза последнего Каннского кинофестиваля. Во-вторых, слоган фильма «Хорошо было бы, если б все взрослые сдохли».

И, в-третьих, режиссер и мотор истории — двадцатичетырехлетняя блондинка Валерия Гай Германика.

Девушка красит губы черной помадой, одевает в нос огромную пирсу и дает примерно вот такие интервью: «Почему я туплю и эпатирую? Просто денег на рекламу нет. Если люди поймут, что я нормальное домашнее образование получила, они меня сразу начнут задалбывать разговорами про Тарковского и цель искусства и отказывать в промоушне, а мне это не всралось». На самом деле дистанция между госпожой Германикой и героями ее картины не слишком большая. Особенно в поведении.

Три подружки-девятиклассницы из московского района Строгино в понедельник узнают о предстоящей в субботу дискотеке и вовсю к ней готовятся. Одна волнуется, как там будет себя вести ее возлюбленный (который пока, естественно, не знает, что он ее возлюбленный), у другой проблемы с родителями, а третья просто хочет оторваться. Девчонки хохочут, курят, сквернословят, обмениваются бирюльками. Самое же главное, что перед этим в весьма торжественной обстановке девушки дают друг другу клятву в вечной любви и верности. Но подростки есть подростки, и, само собой, в ближайшее время все обещания будут нарушены.

Опять же сразу понятно, что начавшаяся за здравие история обязательно закончится за упокой. И никак не обойдется без наркотиков, насилия и дефлорации. Ближе к кульминации «Все умрут, а я останусь» начинает здорово напоминать перестроечное кино, а Валерия Гай Германика передает отчетливый привет Алексею Октябриновичу Балабанову и его «Грузу 200»…

Вообще авторам картины (а среди них, между прочим, есть тольяттинец Юрий Клавдиев!) удалось невероятно точно схватить и сформулировать обычно неуловимый момент начала взросления. Пить портвейн в туалете — это пока еще детство, а когда от него замутит так, что теряешь сознание тут же на грязном кафельном полу, поневоле старше себя и почувствуешь. Рано или поздно российский аналог американского реалити-фильма «Детки» должен был появиться. Тем более что «Дом-2» уже давно бьет все рейтинги популярности.

В итоге восемьдесят минут хронометража анонсируемой ленты могут заставить ханжеские школьные педсоветы выступить с обращениями «о недопустимости искажения реальности и тлетворном влиянии на молодежь». Но весь вид госпожи Германики свидетельствует о том, что ей решительно наплевать на этих людей, и она собирается через пару-тройку лет взять «Пальмову ветвь». Вот и еще одна цитата Валерии: «Я уже примерно поняла, как это делается. Надрочилась более или менее».