Записки перкуссиониста

07.11.2012 / 07:54
На музыкальном поприще Тольятти трудятся более сотни профессиональных гитаристов, несколько десятков баянистов, чуть меньше скрипачей и единицы перкуссионистов. С одним из них и встретился «ПН», чтобы поговорить о творчестве, городе и деньгах.

0162480001276600778

Кто: Юсиф Маилов
Стаж работы: 25 лет
Это мысль: «В Тольятти мало хороших перкуссионистов, хотя все музыканты мечтают с ними работать».

Про вишню и Агутина

Начнем с того, что перкуссионист – это не просто барабанщик. Это музыкант, руками извлекающий звуки из множества ударных инструментов: ручных, оркестровых, этнических. Кто это такой, Тольятти стал понимать лет десять назад, когда в городе появились «Барабаны мира». До этого звонили со словами: «Нам нужен барабанщик, который барабанит на африканских барабанах».

В России мало хороших перкуссионистов. Большинство из них пересели на этнику с обычных барабанных установок. В профессиональной среде таких мастеров называют «мебелью». Потому что самый лучший в мире барабанщик никогда не сможет стать хорошим перкуссионистом без погружения в культуру той страны, чей барабан он держит в руках. Африка, Латинская Америка, Кавказ… Европейская танцевальная культура вообще зародилась лишь благодаря афро-кубинской перкуссии.

К сожалению, славянские страны далеки от подобных ритмов. Однако все музыкальные коллективы страны, начиная от симфонических оркестров и заканчивая поп-сценой, мечтают иметь в своем составе мастера перкуссии, потому что он украшает любую музыку. Это как вишня на торте: можно и без нее, но с ней – гораздо интересней.

Когда-то Агутин гордился наличием в своей труппе двух перкуссионистов. Сейчас у него только один остался.

Про барабан и десять гитаристов

Иметь в группе хотя бы одного перкуссиониста престижно, но тяжело в финансовом плане. Дешевле взять десять гитаристов. Начнем с того, что стоимость одного барабана начинается с $1,5 тыс. Мастер должен играть на 4-6 различных барабанах. Они много весят, на дальние расстояния их нередко перемещают самолетом.

Однако самое сложное – найти профессионала. В России не учат перкуссии на высшем академическом уровне. Есть педагоги по игре на барабанной установке, но это другое. Можно отыскать частного преподавателя. Но в этом случае вы получите довольно узкий спектр инструментальных умений: например, только на индийском барабане или только на африканском.
Тем не менее даже овладев навыками игры на всех барабанах мира, вы никогда не сможете переиграть перкуссиониста, по венам которого течет кубинская, индийская или кавказская кровь. Один очень умный человек сказал: «Чем жарче климат в стране, тем быстрее течет кровь по венам. Тем сильнее хочется извлекать ритмы из барабанов». И тем лучше это получается. Кровь решает.
В моих венах течет азербайджанская и иранская кровь. Кроме того, бабушка с дедом тоже были мастерами перкуссии.

Про скрипку и стереотипы

В Тольятти стремительно растет количество тех, кто хочет овладеть этническими барабанами. Только мастеров на них не хватает.

Чтобы овладеть техникой игры, необходим хотя бы год упорных тренировок, минимум по десять часов в месяц. В Тольятти частный урок стоит около 500 рублей, это нормальная цена. В Москве вы не найдете предложений ниже 1,5 тыс. рублей за час. Если овладеете необходимым уровнем игры, когда-нибудь сможете получать от $300-500 за один концерт. Столичные расценки несколько выше – от $500 до $1 тыс.

Этнические барабаны – это мужской труд. Я знаю лишь одну женщину, великолепно ими овладевшую. Чтобы руками извлекать из инструмента звук, необходимо приложить немало физической силы. Это вам не на скрипке играть.

У людей существует стойкий стереотип: перкуссионист – это дредастый парень в растаманской шапке, накуренный, в широких штанах и разноцветных рубашках. Когда я играл в группе «Резонанс», мой руководитель постоянно пытался привить мне этот образ. «Давай шапку надевай!» – наседал перед каждым выступлением. Честно говоря, это стереотипное восприятие раздражает. Я не пью, не курю и вообще люблю находиться на сцене в классическом брючном костюме.