Сатира в литературе

17.09.2014 / 16:39

Сатира бичует безобразное, злое в жизни. Сатирический герой, как правило, стяжатель, он стремится использовать других в своих интересах, не брезгуя никакими средствами. Его поведение вовсе не смешно. Он, в сущности, часто доходит до настоящего преступления, использует свое служебное положение, издевается над людьми, будучи убежден в том, что ему это положено. Он, как правило, не анализирует, не подвергает критике свои действия. Таков, например, градоначальник Градобоев из комедии Островского «Горячее сердце». Таковы и городничий в «Ревизоре», «очень неглупый» по-своему человек, и Победоносиков в «Бане» В. В. Маяковского. Жизненная мудрость городничего состоит в том, чтобы «нагревать руки и хоронить концы в воду». Но он до такой степени замкнут в порочном мирке своих представлений, что глупую реплику Бобчинского о Хлестакове: «И денег не платит, и не едет — кому же быть, как не ему» — принимает за убедительное доказательство приезда ревизора. Он прекрасно понимает, что Хлестаков врет, но, с его точки зрения, вполне естественно, что важное лицо из Петербурга может приврать, перехватить через край, особенно когда оно не в меру выпило. Ну, а что если хоть часть этого вранья правда?

Точно так же реально относится он и к тому, что Хлестаков не только берет «взаймы» деньги, но, даже, войдя во вкус, требует их. Наконец, когда городничий узнает, кто такой Хлестаков, возмущение его направлено не на бесчестное поведение мнимого ревизора, а на свою оплошность, на то, что он «сосульку» принял за важное лицо. Сатира в гоголевской комедии вытекает из самой действительности того времени, делая ее одновременно и сатиричной, и реалистичной.

В наше время постоянно идут на сцене классические комедии Шекспира, Мольера, Островского, Гоголя, Чехова. Пафос разоблачения, страстность в раскрытии зла, отличающие искусство прошлого, свойственны и современной комедии. Через отношение автора к изображаемым событиям в ней показано отношение общества к миру мещанства, стяжательства, ограниченности.

Борьба с различными отрицательными качествами людей, с носителями мещанского тщеславия — благородная задача современной комедии. В этой борьбе применяются все оттенки комедийного искусства, от мягкого лиризма до беспощадного гротеска (изображение людей или предметов в фактически преувеличенном, уродливо-комическом виде). Ведь комедия во все времена разоблачает и недостойное поведение, и самодовольную ограниченность, и беззастенчивый, подчас преступный карьеризм отдельных, чуждых нам элементов в обществе.

Наглядно выразительную и разоблачающую силу гротеска можно увидеть на примере драматургии Маяковского. По его мнению, благодаря гротеску театр превращает «настоящую жизнь» в «необычайное зрелище», увеличивает силу воздействия на зрителя.

Еще много докладов, рефератов, сочинений и эссе по литературе Вы можете найти на сайте «Рефераты и не только».

Ну а если, читая все это, Вас одолел голод, то прежде, чем идти в магазин или к холодильнику за колбасой, ознакомьтесь из чего же сделана эта колбаса на сайте «О продуктах питания».