Установка подвесного микрофона на штативе

05.12.2013 / 14:13
Подвесной микрофон, устанавливаемый на штативе, должен быть остронаправленным, гиперкардиоидным микрофоном типа Sennheiser 416. Такие микрофоны выпускает и фирма Audio Technica, однако многие звукооператоры считают, что звук на выходе микрофона Sennheiser 416 глубже, мощнее.

Подвесной микрофон, устанавливаемый на штативе, должен быть остронаправленным, гиперкардиоидным микрофоном типа Sennheiser 416. Такие микрофоны выпускает и фирма Audio Technica, однако многие звукооператоры считают, что звук на выходе микрофона Sennheiser 416 глубже, мощнее.

На остронаправленный микрофон обычно надевается ветрозащитный экран, или звукозаглушающий кожух, после чего он устанавливается на микрофонном штативе регулируемой длины (от 2,5 до 5 метров). Профессиональные микрофонные штативы оснащены амортизаторами, подвешивающими микрофон на каркасе из широких резиновых лент, амортизирующих дрожание, передающееся от рук звукооператора, держащего микрофонный штатив.

Кабель XLR прокладывается от входа микширующего пульта к микрофонному штативу и крепится на его конце липкой лентой для крепления киноосветительного оборудования. Предварительно кабель сматывается в небольшое кольцо для снятия напряжений. Часто даже готовые заставки для видео озвучивают подобным образом.

Переносной микшер позволяет звукооператору выполнять одновременно две функции, особенно если подвесной микрофон является единственным на съемочной площадке. Во-первых, он может держать микрофонный штатив, а во-вторых, контролировать уровни сигналов в микшере. Все это вполне по силам звукооператору. Главное, чтобы он не пытался регулировать усиление звука во время съемки, что категорически запрещено.

Совет

В крайнем случае микрофонный штатив можно изготовить из удилища, подвесив на нем микрофон с помощью липкой ленты для крепления киноосветительного оборудования, которая обеспечивает необходимую амортизацию. Профессиональные микрофонные штативы недорого арендовать, а еще лучше приобрести. Это разумные затраты, поскольку в итоге вы получаете в свое распоряжение легкое, регулируемое и долговечное приспособление для записи звука. Удобный микрофонный штатив Т-образной формы можно вставить в гнездо на операторском ремне и тем самым снять напряжение мускулов руки, держащей этот штатив на весу во время продолжительных дублей.

Звукооператора необходимо также снабдить парой наушников, подключенных к линейному выходу микшера. Прослушивание записываемого диалога в наушники— это самый лучший способ для звукооператора убедиться в том, то он нацелил микрофон на источник звука по оси этого микрофона, чтобы получить как можно более громкий и чистый звук. Режиссер также должен надеть наушники, хотя он должен уделять больше внимания особенностям самого диалога, а не техническому качеству его записи для получения "сочного кадра" в финале.

Некоторые микшеры оснащены переговорным каналом с гнездами для подключения наушников с микрофонами, надеваемых звукооператором и звукорежиссером для ведения двухсторонних переговоров. Благодаря этому звукооператор может сообщать о возникших у него затруднениях вне пределов слышимости исполнителей и съемочной группы (разумеется, в перерывах между дублями).

Казалось бы, держать микрофонный штатив несложно, но на самом деле для этого требуются опыт и практика. Вот как лучше всего это сделать.

Поднимите микрофонный штатив над головой на вытянутый руках, расставив их на 1 метр. Такое верхнее положение микрофонного штатива наиболее удобно для удерживания микрофона в устойчивом положении в течение всей съемки, которая может продолжаться несколько минут. Как только актер начнет произносить текст, поверните микрофонный штатив, чтобы развернуть микрофон в сторону актера. Нацельте микрофон на подбородок актера, чтобы он воспринимал звуки, исходящие изо рта, горла и груди актера. Поворачивайте и нацеливайте микрофон всякий раз, когда текст начинает произносить другой актер, и следуйте за ним по съемочной площадке.