Денис Кортунов: «Всегда хотелось иметь представительство в Москве. А лучше – в Сан-Франциско»
– Денис, расскажи, как была создана компания Turbomilk?
– В провинциальном городе Самаре жили три дизайнера-фрилансера, которые работали отдельно. Хотелось общения и обмена опытом, поэтому однажды они собрались и решили снять офис, чтобы работать вместе. Получилось некое подобие модного сейчас коворкинга, когда каждый работал со своими клиентами над своими проектами, но в одном помещении. Как сейчас помню, нужно было каждый месяц платить около 3 тысяч рублей за аренду и интернет. Больше никаких денег не понадобилось.Что касается долей, то да, они равные. Но сейчас, когда прошло много лет, я понял, что это не очень правильно. Демократия – это прикольно, но решения принимаются слишком медленно и непросто.
– До каких размеров вы сейчас выросли, если считать в людях?
– Несколько лет назад в компании было аж 18 штатных сотрудников, это если не считать вместе с бухгалтером и переводчиком, которые были на аутсорсинге. Случилась странная ситуация – все были заняты работой, но производительность труда и качество работ упали. Вроде много народу, но рисуем мало и плохо. Для такого коллектива уже были неприменимы правила, по которым мы жили при создании компании. Потом мы стали уменьшаться. Сейчас я уверен в том, что хорошо быть маленькими. Не стоит раздувать штат, лучше удаленно сотрудничать с талантливыми фрилансерами и платить им за результат, а не за сидение в офисе.
– И нескромный вопрос начет вашей выручки. Мы слышали, что вы получаете порядка 1 млн рублей в месяц. Насколько это соответствует действительности?
– Выручка и доходы у сервисной компании, которой мы являемся, – понятие нерегулярное. Но в среднем цифра крутилась вокруг миллиона рублей, да.
– Какими клиентами вы гордитесь?
– У нас очень много клиентов и еще больше тех, о которых мы не можем рассказывать. Наверное, больше всего мы гордимся, когда нашими клиентами становятся известные дизайнерские компании или агентства. Да, дизайнеры – одни из основных наших клиентов. Например, мы работали с IconFactory и Frog Design.
– Кто были первые клиенты и как удалось выйти на клиентов за пределами Самары и зарубежных?
– Первыми клиентами до возникновения компании были друзья и знакомые. Потом в 2001 году случилось так, что мы познакомились с сообществом людей, которые выпускали свои продукты по схеме shareware. Это когда выпускается бесплатная версия программы с какими-то ограничениями, вы её пробуете, если нравится, то покупаете полную версию. Уже тогда на этом рынке началась конкуренция и программам понадобился симпатичный дизайн. Так мы стали дизайнерами интерфейсов и появился Turbomilk.
– История с варежками в качестве логотипа для Олимпиады сильно вам помогла в бизнесе?
– Я считаю, что PR и продвижение супермегаважно для дизайнерской компании. Многие клиенты при принятии решения сначала берут в расчет репутацию, а уже потом смотрят в портфолио. История с варежками – важный шаг в продвижении нашего бренда.
На фото: логотип для Олимпиады в Сочи, предложенный Turbomilk.
– Кстати, само голосование на символ Олимпиады в Сочи было, на ваш взгляд, честным или выбрали то, что Путину понравилось?
– Второй вариант ответа. Выбрали персонажей, которых вообще не было в голосовании. Но ничего страшного, мы ни о чем не жалеем.
– Насколько вам мешает работать с московскими и зарубежными компаниями то, что вы находитесь в Самаре? Какую долю клиентов от этого теряете?
– Очень сильно мешает. Всегда очень хотелось иметь представительство в Москве. А еще лучше в Сан-Франциско. Многим клиентам очень неудобно работать удаленно. Личное общение и отношения много значат. Даже боюсь представить, сколько клиентов и возможностей мы из-за этого потеряли. Очень много.
– Можно ли делать программистский/творческий бизнес, находясь не в Москве? Что вы посоветуете тем, кто так поступает?
– Конечно можно. Для нас очень важным шагом стало внедрение системы Basecamp. Мы общаемся с клиентами и ведем рабочий процесс только через эту штуку. Очень удобно и прозрачно.
– Были ли планы перебраться в Москву?
– Желание было, но до серьезных планов не доходило.
– За сколько вас купила компания Parcsis?
– Сумму сделки разглашать не буду. Отмечу лишь то, что сервисные компании обычно стоят не очень дорого. Что получает покупающая сторона? Базу клиентов, бренд?! Все это само по себе не работает. Сила нашего кунг-фу – сработанная команда опытных дизайнеров.
На фото: новый офис Turbomilk, а теперь - Parcsis.
– Твой типичный рабочий день. Во сколько начинается и заканчивается и что ты лично обычно делаешь?
– Обычно я прихожу в офис в 9-10 часов утра и ухожу около 7 вечера. Совершенно скучная и стандартная схема, как у всех. Были времена, когда работал по ночам или, наоборот, приходил рано-рано. Это было прикольно, но не очень эффективно. Внешне дизайнер за работой ничем не отличается от другого офисного планктона. Разве что мониторы у нас большие и планшеты вместо мышей.Что мне в моей работе не нравится, это то, что приходится весь день сидеть за компьютером. Чем более сосредоточенно сидишь, тем лучше получается. Иногда хочется больше движения.
– Как идет проект фестиваля «404» в плане участников и прибыльности. Какие планы на осенний фестиваль в этом году? Кого пригласите и сколько народу ожидаете?
– Идет медленно, но верно. Третий фестиваль в 2010 году стал безубыточным, а четвертый в 2011-м даже принес небольшую прибыль. Что касается количества участников, то у нас есть большая проблема – ограничение площадки. К сожалению, в Holiday Inn никак не поместится больше 600 человек. Уже несколько лет подряд нам приходится отказывать в участии людям, которые не успели в первые ряды зарегистрировавшихся и не попали в эти 600 человек. Если бы было свободное место, то могло бы быть и 1000 участников, и даже больше. Но нет в Самаре подходящих площадок.Мы уже начали готовиться к фестивалю. Пока не буду раскрывать все карты, но будет интересно. Мы продолжим движение от узких технических тем к общечеловеческим.
– Традиционно: ваши творческие планы?
– Мы уже почти год проработали в компании Parcsis и ожидаем запуска стартапов с нашим дизайном. В отличие от схемы работы Turbomilk, где мы делали только визуальную часть, сейчас мы вовлечены во все стадии создания проекта. Это сложнее, но намного интереснее. Нельзя сразу создать идеальный продукт, нужно иметь возможность переделывать и улучшать. Сейчас мы эту возможность получили. Очень хочется посмотреть, как все заработает.