Картина маслом. Как зарабатывают тольяттинские художники
В Тольятти проживает почти 200 профессиональных художников, которые пытаются зарабатывать на своем искусстве. Вменяемых и понятных массам критериев оценки их творчества нет. По словам самих художников, если картина написана с удовольствием, покупатель это обязательно заметит и заплатит больше. На прошлой неделе «ПН» узнавал, что представляет собой местное искусство, а также кто и сколько готов за него платить.
179,4 млн долларов
В минувшем ноябре на нью-йоркском аукционе Christie’s едва не состоялась самая дорогая сделка в истории изобразительного искусства. Картина «Лежащая обнаженная» Амадео Модильяни ушла с молотка «всего» за $170,4 млн, хотя аукционисты предрекали финальный ценник в районе $185 млн. Ранее, в мае этого года, картина «Алжирские женщины» Пабло Пикассо была продана неизвестным коллекционером $179,4 млн. Это официальный рекорд стоимости всех времен.
«Лежащая обнаженная» была написана мастером менее ста лет назад – в 1918 году. Модильяни создал целую серию полотен с обнаженной натурой. В 70-е годы прошлого века в Париже попытались провести выставку его работ, однако она вызвала большой скандал и через несколько часов была закрыта по причине того, что стражи порядка сочли экспозицию непристойной.
В цвет обоев
Конечно же, работы тольяттинских творцов оцениваются куда более скромными суммами. Местным реалиям скорее соответствует образ бедного художника с миллионом роз. «Зарабатывать на жизнь только написанием картин очень сложно, поэтому приходится преподавать, чтобы избавить себя от нужды хвататься за любую халтуру», – говорит член Союза художников России Игорь Панов. Цены на картины тольяттинцев не меняются с начала нулевых – средняя стоимость полотна вне зависимости от техники живописи составляет 15–20 тыс. рублей.
Местные творцы дружно сетуют на то, что им крайне редко доводится писать картины по порыву души. При этом, по их словам, заказ для художника – великая вещь. «Чаще всего ко мне обращаются москвичи и петербуржцы – просят написать картины, которые гармонировали бы с цветом обоев. Меня это не расстраивает, потому что в композиционную и структурную часть заказчики обычно не вмешиваются и все обсуждение ограничивается выбором основной цветовой палитры. Если говорить о продаже уже готовых работ, то здесь безотказно работает правило – чем с большим удовольствием я работаю, тем быстрее найдется покупатель», – рассказывает тольяттинская художница Рина Гердт.
По словам местных художников, жители Тольятти относятся к искусству довольно прохладно и не готовы в него вкладываться. Такую ситуацию творцы объясняют двумя фактами – у одних людей нет денег на эстетические удовольствия, у других – потребности в искусстве. В связи с этими обстоятельствами в последнее время очень востребованы недорогие портреты и шаржи по фотографиям.
«У меня нет художественного образования, но вот уже три года я выполняю портреты на заказ. Основной рабочий материал – простой карандаш и уголь. Однажды я попробовал нарисовать друга, получилось неплохо, а дальше сарафанное радио сделало свое дело. В итоге теперь от клиентов отбоя нет», – рассказывает свою историю тольяттинский художник Александр Силин.
За написание одного портрета молодой человек берет 2,2 тыс. рублей. На прошлой неделе ему поступило шесть заказов, минимальный срок изготовления каждого – четыре часа. «Я рисую только по фотографии. 70% моих заказчиков – мужчины, которые хотят порадовать своих жен или подруг. Пока спросом на свои услуги я вполне удовлетворен, но «мертвые» месяцы – январь и февраль – еще впереди», – объясняет Александр.
Березки и котики
«В городе немало художников, которые педалируют одну тему и пишут только то, что продается. В Тольятти повышенным спросом пользуются картины, на которых изображены местные пейзажи, цветочки, березки, котики и женщины. Такое творчество, конечно, может позволить художнику прожить, но не стать мастером, потому что халтура не развивает», – уверен Игорь Панов. По его мнению, хорошего мастера должны отличать сложнокомпозиционные и многофигурные картины, которые невозможно создать без соответствующего образования.
На сайте «Галерея современных художников» можно найти как странные психоделические картины тольяттинца Алексея Анисимова-Климкина (например, «Душа филантропа» за 97 тыс. рублей), так и вполне приземленное творчество Татьяны Морозовой, написавшей портрет Владимира Путина (картина оценена в 8 тыс. рублей).
Некоторые художники сетуют на то, что им сбивают цены продавцы постеров, и потребители, не понимая разницы в качестве, выбирают то, что дешевле. В то же время их более предприимчивые коллеги, размещая картину для продажи в интернете, указывают цену не только за оригинал, но и за возможную печать постера. Так, например, «Лов тунца» господина Анисимова-Климкина можно купить за 80 и за 20 тыс. рублей.
«Деньги, которые люди готовы потратить на покупку картины, – это показатель образованности и культурного уровня. Не видеть разницы между напечатанным постером и настоящим холстом – все равно что не различать резиновую и живую женщину», – считает Игорь Панов.