Консультация за 770 тыс. рублей
«ПН» попытался разобраться в ситуации, но чем дальше мы погружались в эту тему, тем больше появлялось вопросов.
Шум вокруг «Колеса» начался еще три недели назад, когда стало известно, что у директора театра Натальи Дроздовой истекает контракт с мэрией города, а мэр Сергей Андреев не пожелал его продлить. Отметим, что народная артистка совмещает в «Колесе» две должности – директора и художественного руководителя. Мэр выразил некие непубличные претензии к финансово-экономической деятельности театра, который, напомним, является муниципальным бюджетным учреждением (МБУ), и предложил Наталье Дроздовой сохранить за собой более свойственную ей роль худрука, а директорскую часть решил возложить на Янину Незванкину.
«Перед театром сейчас стоят серьезные задачи, – заявил Андреев. – Мы вместе с министром культуры Самарской области Ольгой Рыбаковой обсуждали укрепление материально-технической базы театра «Колесо». Здесь нужны серьезные вливания средств, в том числе со стороны спонсоров. На последнем попечительском совете нам была оглашена сумма средств, поступивших в качестве финансирования театра: в 2011 году – 0 рублей, в 2012 году – 210 тысяч рублей. Кроме того, контракт на ремонт театра находится под угрозой срыва, так как прежнее руководство ставило нереальные задачи. В частности, освоение 22,3 млн рублей за 22 дня».
Дальше вы знаете. Началась публичная кампания за сохранение Натальи Дроздовой на посту директора, а сама она легла в больницу. Мэр, впрочем, своего решения не изменил.
Меж тем стало известно о некоторых обстоятельствах финансово-экономической деятельности «Колеса», которые могли укрепить Андреева в правильности его решения.
Мы имеем в виду просочившийся в интернет договор оказания услуг между «Колесом» и болгарским подданным Василом Самарски.
Согласно договору, подписанному 5 ноября 2012 года (в последний рабочий день Натальи Дроздовой), Васил Самарски взялся за семь месяцев и 770 тысяч рублей написать концепцию проведения международного театрального фестиваля, а именно: написать положение о фестивале, составить предварительный сметный расчет подготовки и проведения фестиваля, написать поэтапный план подготовки, алгоритм проведения и написать проекты спонсорских пакетов.
Первый возникший вопрос: а не многовато ли театр платит на эту работу? 770 тысяч рублей за концепцию проведения всего лишь одного фестиваля. Это даже не бюджет фестиваля.
Для сравнения – в 2009 году группа пермских экономистов победила в конкурсе на право написания стратегии развития Тольятти до 2020 года. Они изучили экономику всего города и составили десятилетний план его развития – и эта работа стоила 3,5 миллиона рублей. Сумма в 770 тысяч выглядит завышенной, это очевидно.
Второй вопрос: а нужна ли вообще «Колесу» эта концепция? Ведь театр уже проводил международные театральные фестивали: «С Россией в XXI век», «Он и Она», «Наш Шекспир», «Вишневый сад», «Театральный круг». Кроме того, театр принимал участие в театральных фестивалях в США, международном фестивале камерных спектаклей «Ламбушка» в г. Петрозаводске, фестивале, посвященном 175-летию со дня рождения А.Н.Островского (Москва), Всероссийском театральном фестивале «Пять вечеров» им. А. Володина, Русском театральном фестивале на Монмартре (Франция) и др. А на конкурсе «Окно в Россию» театр получил звание «Лучший театр 2000 года»».
То есть у «Колеса» совершенно точно есть опыт как участия в международных фестивалях, так и опыт по их проведению. Зачем же тогда понадобилось заключать договор с Василом Самарски, если подобные концепции может за месяц написать имеющийся у «Колеса» отдел маркетинга?
Еще одно важное обстоятельство – бедственное финансовое положение самого «Колеса». Театр, вообще-то, в долгах. Около 800 тысяч рублей долг перед РАО за авторские, около 200 тысяч долг перед ТЕВИСом. Насколько уместно в таком положении заключать договоры на разработку концепции за 770 тысяч? А ведь к этому надо прибавить специальный 30-процентый налог, так как подрядчик – иностранный гражданин. Итого концепция обойдется «Колесу» более чем в 1 миллион рублей.
И наконец, самый интересный вопрос: а почему муниципальное бюджетное учреждение не проводило, как полагается, конкурс на оказание данной услуги? Согласно закону, если МБУ заказывает услугу на сумму более 100 тысяч рублей, исполнитель должен быть определен путем конкурса или аукциона. Цена могла быть значительно ниже, да и исполнителем мог стать не иностранец, за которого надо платить отдельный налог, а отечественный специалист. Дело может обернуться административной ответственностью по части 2 ст. 7.29 КоАП и штрафом в размере 50 тысяч рублей на директора театра – то есть на Наталью Дроздову, подпись которой и стоит на договоре.
Все приведенные выше вопросы были нами заданы исполнителю договора Василу Самарски. Он подтвердил, что конкурса на его работу действительно не было, но заявил, что договор заключался по другим процедурам. «Так же, как, например, АВТОВАЗ привлекает консультантов из Франции», – сказал господин Самарски, безбожно путая муниципальные бюджетные учреждения с открытыми акционерными обществами. В каком именно законе прописана названная им «другая процедура», Васил Самарски ответить не смог. Но сообщил, что работа им «уже выполнена на 70 процентов»:
– Что касается моей работы по разработке концепции «Международного фестиваля на Волге», я выполнил ее на 70 процентов, за период с ноября 2011 года по настоящее время. И настаиваю за мой годовой труд заплатить, несмотря на то, что руководство театра сменилось (стилистика сохранена. – «ПН»).
Про ноябрь 2011 года господин Самарски упомянул потому, что, по его словам, работу над концепцией он начал за год до подписания договора. То, что по законам России договор оказания услуг МБУ надо еще выиграть на конкурсе, иностранный консультант по экономике отрицает.
Меж тем театр продолжает жить и работать. На минувшей неделе, 27 ноября, при полном аншлаге состоялась премьера спектакля «Трамвай Желание». Пьесу Теннеси Уильямса поставил американский режиссер Продан Димов. Выбор этой пьесы для постановки на сцене «Колеса» объясняется тем, что это любимое драматургическое произведение основателя театра Глеба Дроздова, которому 27 ноября исполнилось бы 72 года.