Максим Десятых, компания Redmadrobot: «Мы были голодными и жадными до нового»

30.10.2016 / 22:40
Первое приложение, которое мы собрали, был IQ-тест для iPhone. Оно продавалось по $1. Заработанные деньги превзошли все наши ожидания, и стало понятно, что можно писать заявление об увольнении с основного места работы.

Макс2

______________________________________________________________________

Чем занимается: Redmadrobot, разработка мобильных приложений

Первое приложение: 2008 год

Штат сотрудников в 2008 году: 4 человека

Первоначальные инвестиции: 30 тыс. рублей

Выручка в 2008 году: 5 млн рублей

Штат сотрудников в 2016 году: 208 человек

Ожидаемая выручка в 2016 году: 360 млн рублей

Клиенты: «Билайн», банк «Открытие», «АльфаСтрахование»

______________________________________________________________________

 

История успеха Максима Десятых началась в 2008 году. Тогда он еще не знал, что интерес к разработке мобильных приложений вырастет в большую компанию с многомиллионными оборотами, известную не только в России, но и далеко за ее пределами. На прошлой неделе в интервью «ПН» Максим рассказал о первых заработанных деньгах, объяснил, как происходит ценообразование на этом рынке и почему Redmadrobot больше не выпускает игровых и рекламных приложений.

 

– Максим, компания Redmadrobot появилась восемь лет назад, когда, по сути, рынка разработки мобильных приложений еще не существовало. Как пришла идея создать бизнес именно в этой сфере?

– В 2007 году в России появились iPhone, а в 2008 году открылся магазин приложений Apple App Store, что дало возможность разрабатывать и продавать мобильные приложения любому желающему. Мы решили попробовать. Тогда речь о серьезном бизнесе не шла, скорее это была просто инициатива четырех парней, решивших сделать что-то свое.

 

– Вы помните первое разработанное приложение?

– Свою работу мы начали с того, что купили ноутбук, потратив на него около 30 тыс. рублей, и собрали первое приложение. Это был IQ-тест для iPhone, идею которого предложил Максим Волошин. Приложение продавалось по $1. Первые деньги принесли ощущение эйфории. Заработанная сумма превзошла все наши ожидания, и стало понятно, что можно писать заявление об увольнении с основного места работы.

 

– За какую часть работы вы отвечаете в компании?

– Моя должность звучит как «креативный директор», и я отвечаю за два направления. Первое – отдел дизайна, который занимается разработкой визуальной составляющей всех выпускаемых нами приложений. Второе направление – маркетинговое продвижение компании на рынке разработки мобильных приложений. Я работаю над тем, чтобы все знали, что мы лучшая компания в своей сфере, и чтобы в профессиональных рейтингах мы были на верхних строчках.

 

– Кто и как составляет эти рейтинги?

– Этим занимаются независимые рейтинговые агентства. Но в основе каждого рейтинга лежит своя методология. Одни основываются на отзывах заказчиков и пользователей, другие – на мнении непосредственных участников рынка, кто-то измеряет оборот, выручку и количество сотрудников.

 

– Вы считаете, что у вас есть конкуренты на этом рынке? На что делаете ставку в своей компании?

– У нас есть конкуренты, хотя бы потому, что кто-то готов разрабатывать приложения гораздо дешевле, кто-то находится географически ближе к заказчику. Мы в своей маркетинговой концепции решили сделать упор не на количество рекламы или ценовую конкуренцию, а на качество продукта. Наши цены выше среднего, потому что практически все работники сидят в московском офисе, и это подразумевает большие расходы. Но мы можем гордиться своим портфолио, своей репутацией, которые и позволяют удерживать лидирующие позиции на рынке.

 

– Максим, расскажите, как развивалась ваша компания в объективных показателях?

– В первый год работы у нас была одна компания, в штате которой работало четыре человека, и выручка составила 5 млн рублей. Сейчас у нас девять компаний, из них пять занимаются разработкой приложений на заказ, еще четыре – это совместные предприятия, которые создают свой продукт и продают его по лицензии клиентам определенной отрасли, например, в сфере фармацевтики или издательском деле. Эти компании находятся не только в Москве, но и в Тольятти, Санкт-Петербурге, Калининграде и Киеве.

По итогам 2016 года мы прогнозируем совокупную выручку в размере 360 млн рублей. У нас изменилась структура собственности, и сейчас акционерами головной компании являются не четыре, а шесть человек. В совместных предприятиях наши доли составляют от 40 до 70%.

 

– Какие проекты вашей компании вы считаете наиболее успешными?

– У нас долгая история отношений с «Билайном», банком «Открытие», компанией «АльфаСтрахование». Мы работали с «М.Видео», «МегаФоном», «Перекрестком», «Ренессанс Страхованием», Промсвязьбанком, авиакомпанией «Победа» и многими другими. Есть опыт разработки приложений в сфере медиа, например, мы работали с РБК, Газета.ru, разрабатывали дизайн приложения для «Коммерсанта». Среди международных компаний – корпорация Xerox, компания Samsung. Кстати, забавный факт, что для Samsung пять лет назад, когда еще не было Pokemon GO, мы разработали приложение с очень похожим механизмом – в дополненной реальности нужно было ловить «андроидов» в парке Горького в Москве. Спустя пять лет разработчики Pokemon GO заработали на этой идее $600 млн, мы, конечно, получили тогда гораздо меньше. Но нам не обидно, потому что всему свое время.

 

– Как происходит процесс создания приложения? Сколько стоит такая работа?

– Это очень сложный процесс, который делится на несколько этапов и в общей сложности может занять от трех до девяти месяцев. Сначала необходимо провести аналитическую работу и понять, для чего это нужно заказчику и людям, которые впоследствии будут пользоваться приложением. Дальше происходит проектирование и дизайн интерфейса. Третий этап – реализация в коде, то есть разработка самого приложения и интеграция с IT-системами компании-заказчика. Параллельно с этим ведется тестирование, чтобы выявить и устранить все недостатки.

Стоимость приложения складывается из того, сколько часов потратит команда на его создание. Представьте, что 10 человек работают над одним приложением полгода. Это значит, что они должны получить 60 зарплат. Общий проект бюджета мы получаем, умножая ставку одного часа работы конкретного специалиста на общее время работы. На данный момент мы сосредоточены на больших проектах для крупного бизнеса, поэтому не беремся за разовые заказы. Мы мыслим годовыми бюджетами не меньше 10 млн рублей и обучаем этому своих заказчиков. Это не одноразовое вложение. Если ты пришел в digital, то будешь вкладывать в него многие годы, но потом это полностью трансформирует твоей бизнес.

 

– Какие задачи помогают решить бизнесу мобильные приложения?

– Приведу простой пример. Колл-центр мобильного оператора получает от своих абонентов миллионы звонков в месяц. Операторы службы поддержки целыми днями решают достаточно простые вопросы, но каждый звонок длится несколько минут, а каждая минута стоит несколько рублей. В итоге компания тратит десятки миллионов рублей ежемесячно только на обслуживание по телефону. Очевидно, что разгрузить поток обращений поможет самообслуживание через digital-канал. Вместо того чтобы звонить оператору, достаточно открыть приложение и подключить услугу, поменять тариф или проверить баланс. Кажется, мелочь, но в массе своей это позволяет существенно сократить расходы, а также повысить лояльность клиентов.

 

– Вам часто приходится дорабатывать приложения за кем-то?

– В большинстве своем это не доработки, а переделывание с нуля. Объясняется такой подход не тем, что все было плохо исполнено и приложение остается только выкинуть, а тем, что технологии очень быстро развиваются. Мы иногда так поступаем и со своими приложениями. В некоторых случаях продукт приходится утилизировать, потому что изменилась структура рынка.

 

– На вашем сайте написано, что за годы работы вы допустили почти все ошибки и знаете, как надо и как не надо делать. У вас случались серьезные провалы?

– С самого начала мы были увлечены непосредственно процессом создания приложений, и, к сожалению, нам понадобилось пять лет, чтобы сделать из этого бизнес. В первые годы мы брались за проекты, даже если они не приносили прибыли. Что-то мы разрабатывали ради имиджа, где-то уходили в убыток, потому что ошиблись в оценках и расчетах. Иногда нам не удавалось правильно выстроить отношения с клиентом и нас попросту кидали.

 

– Для каких заказчиков вам интереснее всего разрабатывать приложения? Вообще, отрасль, в которой будет применяться ваш продукт, имеет значение?

– Безусловно, нам не все равно, с кем работать. Вспоминая историю компании, могу сказать, что первые приложения были игровыми. В определенный момент мы перестали этим заниматься, потому что поняли, что делаем «таймкиллеры». Однажды создатели Angry Birds похвастались тем, что за год люди потратили на их игру миллиард часов. Переведя это в человеческие жизни, я пришел в полный ужас.

У нас был этап, когда мы создавали приложения для FMCG, алкогольных и табачных брендов. Но от них мы тоже отказались, потому что эта история исключительно про сбыт. Сейчас Redmadrobot сосредоточен на полезных приложениях, которые позволяют пользователям решать свои задачи или проблемы, экономя время.

 

– Как вы отсекаете нежелательных заказчиков?

– Нам стало проще, когда мы перевалили за бюджеты, которые эти ребята могут себе позволить. Такие компании гораздо охотнее вкладывают средства, выделенные на рекламу, в медиаресурсы. С нами же остались те компании, которые своей задачей видят повышение лояльности клиентов и обеспечение им качественного сервиса.

 

– Максим, кризис отразился на вашей сфере?

– Наверное, нам стало сложнее убеждать заказчиков, сложнее обосновывать цену. Возможно, часть клиентов стала проходить мимо, но появились другие, и в общем итоге мы не отметили снижение доходности. С 2012 года в измерении год к году мы фиксировали двукратное увеличение выручки. В этом году мы решили поменять стратегию и больше стремительно не наращиваем портфель проектов на заказ и сосредотачиваемся не на объеме, а на эффективности. В итоге в абсолютном значении должна удвоиться прибыль, а не оборот.

 

– Почему вы отказываетесь от наращивания объемов?

– Мы решили, что нам уже достаточно расти, но был период, когда увеличение объемов мы ставили своей главной целью. Мы хотели как можно скорее преодолеть так называемую «долину смерти», когда команда становится достаточно большой и ей уже трудно управлять, при этом она не зарабатывает настолько много, чтобы можно было нанять хороших управленцев.

Этот этап остался позади, и сейчас мы можем позволить себе содержать команду топ-менеджмента, которая эффективно управляет большим количеством людей и проектов. Свое развитие мы видим в создании партнерств с новыми компаниями, и это в первую очередь новые продукты, которые позволят осваивать новые рынки, выходить на международный уровень. Нам важно, чтобы количество пользователей наших приложений постоянно росло. Сейчас их число измеряется миллионами, надеюсь, что в скором времени мы будем считать десятками и сотнями миллионов.

 

– Максим, вы можете сказать, что это история успеха?

– Пожалуй, я могу назвать эту историю успешной. И если говорить о причинах, то главная из них заложена в ДНК нашей компании. Мы всегда думаем о развитии и понимаем под этим не рост показателей, а личное развитие каждого участника команды. Важным элементом всей нашей работы является непрерывное обучение. Мы много вкладываем в то, чтобы сегодня делать свою работу лучше, чем вчера, и в первую очередь растем над собой. Ошибки для нас тоже способ научиться чему-то новому. Все это дает результаты.

 

– А в удачу вы верите?

– Наверное, не без этого. Нам повезло, что при нашей жизни произошел бум мобилизации. Мы были молодыми, голодными, жадными до нового, технологического, и в этот момент появились iPhone. Пожалуй, это удачное совпадение.