Сколько можно заработать в Тольятти на умении писать

04.02.2013 / 09:30
Относительно недавно перед «пишущими» людьми было две дороги – в прозаики или журналисты. Сегодня хорошие отношения с грамматикой, текстовым редактором и 33 центральными клавишами клавиатуры предлагают любому здравомыслящему индивиду множество вариантов самореализации. От публицистических высот блогосферы до лавров автора популярного ситкома или блокбастера. «ПН» уточнил, как стать кассовым сценаристом, зарабатывать много денег и оставаться в Тольятти.

1693993

Шагайте в диалогисты

«Переписываю диалоги выпускника ВГИКа. Материал вроде бы неплохой, законы жанра соблюдены, грамматика в порядке, но написано скучно, плоско и предсказуемо, – некогда писал тольяттинский сценарист Юрий Клавдиев. – В частности, с ошибкой, которую допускает каждый второй начинающий литератор, – все персонажи говорят одинаково».

Участники современной киноиндустрии отмечают две взаимозависимые тенденции: в России резко вырос спрос на сценаристов, при этом в профессию двинулось множество людей с весьма посредственными способностями. При этом для федерального заказчика уже не имеет значения место проживания автора.

«Неважно, пишете вы с сопок Владивостока или из рядовой многоэтажки Тольятти. Теперь пробиться в успешные сценаристы можно из любой точки земного шара. Я сделал десяток проектов для крупной кинокомпании и понятия не имею, как выглядят ее главный продюсер, редакторы и прочая свита», – отмечает тольяттинец Алексей Алексеев, работающий над материалом для популярных телесериалов.

По словам сценаристов, значение имеют лишь талант, связи или деньги. Еще лучше – когда есть и то, и другое. «В продюсерских кабинетах никто не может вспомнить случай, чтобы даже самый гениальный материал был замечен без протекции. Идти на сотрудничество с неизвестным автором рискованно», – поясняет местный литератор Олег Комаров.

«Хотите пробиться самостоятельно – ищите знакомых, работающих над многосерийными проектами, и проситесь поработать диалогистом», – советуют участники рынка. Сериалы редко пишутся в одиночку, как правило, главные авторы набирают бригады пишущих людей. В иерархии сценаристов это низшая ступень, на которой платят не более $1 тыс. за серию. Но для того чтобы заниматься собственными проектами, сначала надо засветиться.

Елочная мафия

Написание полноценной 45-минутной серии для популярного ситкома стоит $3-5 тыс. Это 50 страниц текста и трое суток беспрерывной работы. Особо ловкие продюсеры, как правило с небольших студий, стараются заплатить меньше. «Для этого имеется куча ухищрений, а сценаристов, соглашающихся сотрудничать на подобных условиях, они называют «бесплатными ублюдками», – рассказывает Алексей Алексеев. –  Потому есть смысл общаться только с проверенными компаниями, снимающими для Первого канала, «России» или НТВ».
Конечно, топовые мастера работают за иные гонорары. Тем не менее выше планки в $15 тыс. за серию на российском ТВ не прыгнуть. Для сравнения: серия стандартного западного ситкома оценивается в $100 тыс.

Что касается полнометражного продукта, это штучный товар, все зависит от того, как договоришься с заказчиком. Однако заниматься им не самое выгодное дело, отличающееся длительностью и кропотливостью. Стоимость работы – $30-35 тыс. Рекордным гонораром в $90 тыс. был оценен сценарий к фильму «Чужая», написанный Владимиром Адольфычем в 2010 году. По словам работников литературного фронта, куда проще за эти же деньги отписать 12 серий для популярной жвачки вроде истории о Букиных. 

У продюсеров популярны мелодрамы, детективы, ленты, связанные с советским прошлым, и так называемая «датская поэзия». Так сценаристы называют патетические проекты, привязанные к громким историческим событиям и датам, вроде снятия блокады Ленинграда. «Однако пробиться к их продюсерам – занятие не из легких, – говорит Юрий Клавдиев. – Еще сложнее попасть к тем, кто продюсирует новогоднее кино, нафаршированное самыми известными лицами. Речь о «Елках», «Мамах» и тому подобном. Съемочная мафия этих лент покруче итальянской».

Пишите плохо

«В целом сценарная работа может быть очень доходной», – заключают участники рынка. Главное – найти «свою» студию и понять самое важное: это не творчество, это ремесло. Соответственно, надо писать не просто хорошо, а очень быстро.

«Твоя гениальность никому не нужна, если ты срываешь все дедлайны. Бывает, серии, которые создаются несколько дней, приходится отписывать за несколько часов», – объясняет господин Комаров.

«Хотите работать на далекую перспективу – пишите хорошо. Хотите денег – пишите плохо. К сожалению, за неимением времени заказчики больше обращают внимание на тексты, созданные оперативно. А все, что делается быстро, делается неважно», – добавляет Юрий Клавдиев.
Отдельным заработком сценариста могут быть средства, получаемые от проката фильма. Однако это история не про Россию, в нашей стране оплата фиксированная. Между тем за написание сценария к популярным голливудским лентам его автор получит 2% от кассовых сборов, а это миллионы долларов.