Свет, камера, мотор. Как работают тольяттинские видеографы
«Тренды задают зарубежные видеографы, и многие из нас, конечно же, ориентируются на их работы. Так происходит потому, что рынок видеографии в России начал развиваться позже, чем на Западе», – признаются тольяттинские представители индустрии. При этом век трехчасовых свадебных фильмов, которые просматривались ровно один раз, уже прошел. На прошлой неделе «ПН» узнавал об особенностях работы на стыке коммерции и творчества, проблемных заказчиках, конкуренции и ценах.
А теперь целуйтесь
«Если над созданием большого кино работают десятки специалистов, то в свадебной индустрии такой штат сотрудников для съемки просто ни к чему. Всю работу может сделать один специалист. Иными словами, видеограф – это человек-оркестр: режиссер, сценарист, оператор и монтажер в одном лице», – объясняет столичный видеограф Артем Корчагин. Почти все тольяттинские мастера признаются, что не получали специального образования и выбор профессии предопределило увлечение монтажом или процессом съемки еще в студенческие годы.
«Думаю, что за фотоаппараты многие взялись только потому, что это давало возможность поснимать обнаженных девушек. А вот за камеры люди встали, скорее всего, от иллюзии, что это быстрый и легкий заработок. Рынок видеографии продолжает пополняться новыми участниками, однако многие из них с трудом переживают и один сезон, реже кого-то хватает на пару-тройку лет», – рассказывает директор студии MAKAROV INK Игорь Макаров.
Участники рынка утверждают, что время бессмысленного видеоряда под музыку проходит. Будущее свадебной видеографии – за умными сценариями и думающими операторами – режиссерами – сценаристами с хорошим образованием и правильным мироощущением. «Постановки должны быть грамотно продуманными, с интересными декоративными элементами или необычными пейзажами, и ни в коем случае не в форме: «Ты руку положи ему на плечо, а ты посмотри ей в глаза. Теперь целуйтесь», – говорит видеограф Роман Ивенков.
Сэкономить на женихе
«Я регулярно просматриваю работы своих коллег, и знаете, мне до сих пор встречаются ролики с сердечками, ангелочками и голубками. Наверное, их делают люди, застрявшие в 90-х. Сейчас такой видеоряд выглядит абсолютно нелепо. Надеюсь, что всем этим футажам жить осталось недолго», – вздыхает видеограф Виктор Портной.
Стоимость съемки зависит от уровня мастерства и «раскрученности» видеографа. Безусловно, на ценник влияет и масштаб действа – чем больше людей задействовано в процессе, тем дороже. Прайс популярной в Тольятти студии видеографии New Age Cinema начинается с отметки в 50 тыс. рублей. За пакет «все включено» (пять операторов, один видеомонтажер, предсвадебная съемка, съемка с кинокрана, 14 часов работы, монтаж клипа на 3–4 минуты, монтаж фильма на 30–50 минут) клиенту придется заплатить 140 тыс. рублей.
«Мы берем за двухкамерную съемку всего свадебного дня 30 тыс. рублей. Если проводится выездная регистрация, то ее снимаем с четырех камер, чтобы не упустить какие-то важные моменты. В отличие от конкурентов мы не ограничиваем свой рабочий день десятью часами и не просим дополнительных денег, если приходится работать 12 или 14 часов. Для нас важно получить цельную картинку. В противном случае молодожены начинают экономить на сборах жениха или исключают финал банкета», – объясняет Игорь Макаров.
Независимо от курсовых колебаний цены видеографов растут год от года. Если в 2010 году съемка свадьбы или корпоративного мероприятия стоила 10–12 тыс. рублей, сегодня средний ценник варьируется в границах 30–40 тыс. рублей за работу двух операторов.
Сделайте красиво
Участники рынка объясняют, что, снимая на одну камеру, невозможно передать всю суть происходящего. «Такая съемка подойдет для клипового монтажа. Если важна хронология, эмоции родственников, детали, волнение жениха и невесты перед регистрацией, то одному оператору охватить все это невозможно», – говорит господин Макаров.
«В Тольятти можно найти оператора и за 6 тыс. рублей, у таких видеографов свои заказчики. При этом не стоит и полагать, что чем дороже, тем лучше. Некоторые коллеги, сделав себе имя, не отличаются выдающимся качеством конечного продукта», – сообщает Виктор Портной.
Вместе с ценниками на услуги видеографов растут и требования к отснятому материалу. «Безусловно, качество техники является частью успеха в нашей работе, но куда важнее умение ловить нужные кадры и живые эмоции. Некоторые пары снимать очень легко, но это скорее исключение. Чаще при виде объективов и камер люди впадают в ступор и превращаются в напуганных роботов, и тогда наша задача – раскрепостить и успокоить их, чтобы картинка получилась максимально естественной», – объясняет господин Макаров.
«Самая частая проблема – несовпадение вкусов и взглядов на видео. Это важно понять на первой встрече с клиентом. Если вкусы не совпадают, я обычно стараюсь порекомендовать коллег, чей стиль мог бы понравиться паре», – говорит Артем Корчагин.
«Другая проблема, когда заказчики приходят и говорят: «Мы вам платим деньги и пальцем не пошевелим, а вы сделайте красиво». Эта схема не работает уже давно. Желание должно быть активным», – призывают видеографы.