25 главных вопросов католику
1. Как появилось религиозное общество в Тольятти?
– Все началось в 90-х годах. Здесь, конечно, еще не было никакого священника, но было немало поляков и немцев. Они принимали активное участие в том, чтобы создать католическую общину, потому что они понимали, что необходимо встречаться и укреплять свои связи, оберегать свои традиции и корни. И с 1994 года, если я не ошибаюсь, они стали арендовать помещение, куда к ним по воскресеньям приезжал священник из Самары. Это была небольшая группа людей. А в 1998 году немцы подарили им эту часовню, в которой мы сейчас находимся. Правда, изначально она стояла возле «Сатурна». В том же году в Тольятти приехали священники из Италии. Встречи стали проходить уже в новой часовне, и поэтому народ стал тянуться. Вообще, к развитию католицизма в городе подтолкнуло строительство АВТОВАЗа, так как сюда приехало много итальянцев католиков. Многие после завершения строительства здесь и остались. Я сам из Польши и приехал в Тольятти в 2004 году. С тех пор в этой маленькой часовне служу вместе с еще одним священником. Часовне, кстати, в этом году уже 14 лет.
2. Сколько в городе католиков?
– По воскресеньям в приход на службе собирается около 100 человек. Католиков, которые регулярно посещают храм, набирается человек 150. А вообще, по спискам у меня уже за 500 человек. Это те люди, которых я лично встречал, которые обращались ко мне с разными вопросами, но они не ходят в храм. У меня есть сведения из мэрии, что только поляков в городе примерно 2000 человек, хотя, конечно, совсем не обязательно, что они католики. А если к этому еще добавить немцев и другие национальности, у которых католицизм основная вера, то я думаю, что я вправе рассчитывать, что здесь будет община из 1000 католиков. И я думаю, что они заслуживают того, чтобы им построить небольшой храм.
3. Какая главная книга?
– Конечно, Святое Писание, это так называемая Библия. Так же как и у православных.
4. В чем смысл жизни?
– Для нас, христиан, смысл жизни в Иисусе Христе. И он не только пророк, он прежде всего Бог, человек и спаситель. Благодаря тому, что Он пришел в этот мир, мы можем надеяться и верить, что нам открыты врата неба, то есть мы все живем в ожидании вечной жизни. И сегодня нашими поступками, нашими действиями мы хотим заслужить то, чтобы быть с Богом всегда. Смысл жизни заключается в одном слове, которое Иисус нам принес, – это любовь. Это положительная, порядочная, добрая жизнь по отношению к другим людям и к Богу. В этом есть смысл. Без любви мы не можем обрести счастье на этой земле и тем более в будущем.
5. Что происходит после смерти?
– Я вам не могу сказать о том, что там происходит на самом деле. Я лишь могу сказать о том, во что мы верим. Мы, католики, верим в вечную жизнь, вопрос только в том, будет ли каждый из нас жить с Богом или без Бога. Если человек отказывается от жизни с Богом, тогда он обрекает себя на страдания, которые мы называем состоянием ада. Противоположное этому – состояние счастья, когда человек попадает на небо к Богу, за свое стремление при жизни к правде, к справедливости, к любви, к самым лучшим качествам. Но путь нам наш будет указывать в конце Бог.
6. Когда и как зародился мир?
– Точкой отправления для нас является Святое Писание. В книге Бытия описывается момент творения Богом мира. И мы прекрасно понимаем, что Библия – книга Святая и что она от Духа Святого, от Духа Божьего, но тем не менее ее писал человек в какое-то определенное время. И понятно, что он не сидел на улице и не смотрел на то, как сегодня Господь создал солнце. Тем более в XXI веке мы видим достижения науки, но нам это не мешает. Мы хотим лишь подчеркнуть, что Господь создал мир, а каким образом, пусть выясняют уже ученые. Даже если был какой-то взрыв, то он же должен был откуда-то взяться, должна была быть какая-то причина этому. Так вот мы верим, что первопричиной всему был Бог.
7. Как вы относитесь к теории Дарвина?
– Как одна из теорий она существовать может, но тут не все так просто. Католическая церковь не отрицает это учение напрочь. Теории Дарвина не 20 лет, и церковь, имея в качестве фактов какие-то научные доказательства, пришла к выводу, что этого отрицать нельзя. При этом католическая церковь не сильно за и не сильно против, скорее она наблюдает за этим со стороны. Для нас главное – момент зарождения самого мира, и мы верим, что все произошло от Бога.
8. Необходимо ли обучать религии в школе?
– Я из Польши, и у нас религия преподается в школах вот уже 20 лет. В этом, конечно, много плюсов, потому что все дети оказываются охваченными этой заботой, и у них есть возможность познавать, но есть и свои минусы. В Польше, например, бывает так, что дети участвуют в учебе, но в церковь не ходят. Или бывает так, что родители у детей неверующие, и тогда это все очень плохо. Потому что ребенок в школе получает одно, приходит домой, а дома ему говорят прямо противоположное. Тогда в голове это остается только на уровне знаний, а религия – это ведь не только знания, это еще и вера.
Когда я был совсем молод и учился в Польше, все было иначе. Тогда в школах это был необязательный предмет, но тем не менее родители заботились о том, чтобы дети шли и участвовали в таких уроках, да и нам самим этого хотелось. А когда предмет сделали обязательным, тогда начались проблемы.
Конечно, Польша – это не Россия, ведь Россия прежде всего православная страна. Но мне кажется, что было бы очень хорошо, чтобы религия в школе была. Потому что я смотрю и понимаю, что очень многие в России в церковь не ходят, ничего о ней не знают, даже молитву «Отче наш» не знают, перекреститься не сумеют, поэтому было бы совсем неплохо такое обучение. Мне кажется, что в России недостаточно возможностей в получении таких знаний. Ведь все незнание идет из поколения в поколение в неверующей семье. А если бы появилась возможность что-то узнать, то, возможно, многие люди обрели бы понимание основных человеческих и нравственных принципов жизни. Люди, наверное, стали бы в больше степени людьми.
9. Каково отношение к сексу до брака?
– В католической церкви оно однозначно отрицательное. Мы верим, что брак – это святой союз именно между мужчиной и женщиной, потому что, как вы видите, в жизни становятся все популярнее какие-то другие связи. Официальное учение говорит, что брак – это святой союз мужчины и женщины на всю жизнь. Мы подчеркиваем, что это нерасторжимый союз. В этом, наверно, и заключается одно из наших отличий от других церквей. Молодожены дают клятву в любви и верности себе и Богу на всю жизнь. Нельзя через пару лет этого избежать, сказать, что ошиблись и надо по-другому. Поэтому мы настаиваем на подготовке молодых к таинству брака, настаиваем, чтобы они с пониманием подходили к этому шагу и осознавали, что это не игрушка и не может быть такого, чтобы через три месяца они поругались, обиделись, разошлись. Это серьезный шаг в жизни серьезного человека. К венчанию в католической церкви допускаются люди взрослые, ответственные, зрелые.
А секс в католической церкви воспринимается как дар Божий, а не как какая-то игрушка. И нельзя делать что хочется, когда хочется и с кем хочется. Это слишком серьезные вещи. Из-за нарушений именно в этой сфере происходит много несчастий. Например, все эти страшные болезни, которые появились из-за разврата. И я думаю, что семья это не только мужчина и женщина, это еще и дети. И, как показывает жизнь, всегда крайними остаются дети. Они являются жертвой какой-то безответственности своих родителей.
Я никого ни к чему не призываю. Только те, кто пришел в церковь и хотят следовать за Христом, должны соблюдать определенные законы и заповеди. Одна из них гласит: не прелюбодействуй. Секс – это хорошая вещь, это дар Божий, но это не игрушка, это то, что должно служить прежде всего мужу и жене, а не партнерам, знакомым или друзьям для какого-то развлечения.
10. Каково отношение к однополым связям?
– Иисус перечеркивает грех, но не грешника. Поэтому католическая церковь сегодня абсолютно и однозначно перечеркивает гомосексуализм в каком бы виде это ни было и гомосексуалисты не обретут жизни вечной. Это не мода XX и XXI века, это было и раньше, еще до Христа. В глазах Божьих это что-то отвратительное, и поэтому мы перечеркиваем этот грех. Для гомосексуализма места нет. Но мы не перечеркиваем грешника, так как церковь старается понимать таких людей, что им не просто, что это есть какая-то слабость или зависимость. Людей, у которых гомосексуализм существует где-то в голове и когда они с этим борются, сражаются, церковь не отвергает. А гомосексуализм активный, то есть когда человек этим занимается и ничего плохого в этом не видит, мы считаем смертным грехом. Но для людей всегда есть возможность спастись. Мы не говорим, что они все плохие, это просто их драма. В России у католиков нет таких крепких и сильных общественных структур, как в Польше где, например, существуют специальные организации, которые готовы таким людям помогать.
11. Каково отношение к многоженству и многомужеству?
– Это недопустимо. Таинство брака имеет две основных черты – единство и нерасторжимость. Единство значит один муж и одна жена, и других вариантов не существует.
12. Каковы последствия для тех, кто живет не по канонам?
– Окончательный приговор вынесет Бог. На земле у церкви есть свое оружие. Если человек нарушает законы церкви, идет против официального учения, тогда он может в какой-то момент оказаться вне церкви. На него накладывается анафема. Но чтобы быть вне церкви, надо "хорошо потрудиться".
13. Что делать, если человек согрешил?
– Одно из таинств у католиков – это таинство исповеди. Люди на нее приходят ежемесячно, кто-то чаще, кто-то реже. Это зависит от чувства совести. Если человек что-то натворил и его что-то гложет, тогда он идет к священнику на исповедь. Господь прощает любой грех, лишь бы были слезы раскаяния. Если человек сделал даже что-то очень плохое, но при этом хочет изменить свою жизнь и хочет раскаяться, он найдет прощение у Бога. А если нет раскаяния, тогда и нет прощения.
14. Осуждаются ли занятия йогой?
– Католическая церковь смотрит на это с большой осторожностью. Сегодня все практики управления мозгом и энергиями, а таких движений сегодня немало, церковь пытается изучать. Однако тем, кто хочет верно следовать учению Христа, церковь говорит, что это не самый лучший вариант и он опасен для духовной жизни, так как может рассыпаться весь внутренний мир, поэтому необходимо быть бдительными.
15. Каковы главные пороки человека?
– У нас есть 7 смертных грехов, и один из них – лень. Мы понимаем, что залог любого несчастья в человеческой жизни именно лень. И она может быть не только физическая, но и духовная. Когда человек не молится, не посещает церковь, не работает над собой, я думаю, что ничего хорошего из этого в жизни не будет. Вот сейчас, например, дачники ездят и с утра до вечера пашут, благодаря чему потом собирают помидоры и огурцы. Так и в духовной жизни: если человек ничего не делает, то пусть тогда посмотрит на неухоженную дачу, так будет выглядеть его внутренний мир. Лень – самый главный враг человека, это источник каждого греха. Кроме этого, есть еще гордыня, алчность, зависть, гнев, распутство и невоздержанность.
16. А добродетели?
– Благоразумие, справедливость, мужество и воздержание. Это главное в нашей вере.
17. Какие отношения с местной властью?
– Я не жалуюсь. У нас все мирно и по-хорошему было, есть и, я надеюсь, что будет. Я не стараюсь их загружать, так как понимаю, что город огромный и дел у них полно. Я со своими проблемами туда не бегаю, пока могу справиться со всем самостоятельно. Я прекрасно понимаю свое место в Тольятти. Наша община в миллионном городе насчитывает 100 прихожан, поэтому я не могу слишком многого требовать, но вместе с тем я осознаю себя малюсенькой частью этого города. Строительством нового храма мы надеемся сделать Тольятти еще красивее, потому что городу очень не хватает красивых мест. Я благодарен за то, что нам выделили землю, за то, что разрешили строительство, а это немаловажно.
18. Каково отношение к другим религиям?
– С православными у нас сложились прекрасные отношения. С большинством батюшек у нас очень теплые отношения. Мы встречаемся не раз в год, а гораздо чаще, и мы обсуждаем какие-то вопросы. Я нахожу в них братьев, с которыми нам по пути, и я не чувствую в нас различий, хотя я понимаю, что исторически все складывалось иначе, но это не главное. Нас столько объединяет, что мне действительно с ними приятно работать и жить в одном городе. Про другие религии я ничего не могу сказать ни хорошего, ни плохого, так как мы не видимся и не общаемся.
19. Когда будет конец света?
– Мы верим Святому Писанию, которое говорит, что никто этого не знает. Иисус говорит, что это известно одному Отцу, поэтому мне смешно, когда я слышу предсказания всех этих нострадамусов, бабок или американских миллионеров.
20. Как вы относитесь к атеистам?
– Нет неверующих людей. Потому что каждый из нас в каждую секунду своей жизни во что-то верит. Мы же на улице верим людям, когда спрашиваем, куда идти, и это тоже является проявлением веры. На вере построена вся наша жизнь. К атеистам мы относимся с уважением. Все-таки считается, что вера – это дар. И, как учит католическая церковь, если люди неверующие, но живут по каким-то общепринятым канонам человечества, живут правильно, мы верим, что Господь тоже раскроет перед ними свои руки и примет их к себе. Где-то внутри человека все же записан Божий закон: не убивай, не прелюбодействуй, не кради… У меня в этом городе есть знакомые неверующие люди, и они очень хорошие. Очень! Я смотрю на них и вижу, как закон Божий выписан в сердце человека. У него есть жена, он не думает о том, чтобы ей изменять, у него есть дети, которых он старается хорошо воспитать, он не обманывает, не крадет, не матерится. Иногда такие люди оказываются лучше нас, верующих. Если они поступают по совести, по вечному Божьему закону, не нарушая его, тогда мы тоже верим, что они будут спасены.
21. Существуют ли разумные существа на других планетах?
– Я этим не интересовался. Я не считаю это важным, так как это никак не влияет на качество моей жизни. Если честно, вы первая, кто меня об этом спрашивает. Я вам даже не могу сказать, что именно католическая церковь об этом говорит.
22. Как происходит обращение в вашу веру?
– Через крещение. Мы крестим и маленьких детей, но всегда с учетом того, что их родители верующие. По-другому нет смысла. Если родители верующие, то они ребенку передадут эту веру. Но я согласен и с тем, что крестить лучше взрослых, сознательных людей. Взрослые перед крещением проходят подготовку, которая длится в течение года.
Правда, сознательных родителей тоже достаточно для того, чтобы передать веру ребенку. Меня, например, родители крестили в детстве, и они мне все передали, как и моей сестре. Я знаю сотни людей, которых крестили в детстве, и сейчас не возникает никаких претензий. Претензии будут появляться тогда, когда детей крестят и больше ничего не делают, думая, что это само собой сработает, но нет. Поэтому будет огорчение, когда ребенку исполнится 16-18 лет и он скажет, что не хочет быть католиком, а хочет быть мусульманином.
23. Какие еще обряды существуют?
– Евхаристия, то есть Богослужение. В нашем храме есть алтарь – это место для святой жертвы. В любой религии приносят жертвы. В Древние века, например, убивали детей или животных, чтобы божества приняли эту кровь. В католической церкви это до сих пор осталось, мы тоже приносим жертву, но, естественно, мы никого не убиваем. Мы приносим бескровную жертву на алтарь во время Святой евхаристии в виде вина и хлеба, что символизирует тело и кровь Иисуса Христа. Мы считаем, что это самая святая жертва, самое святое, что человек может дать Богу. В жизни мы тоже стараемся что-то делать или не делать ради Бога, это тоже наши повседневные жертвы.
24. Какие главные праздники?
– Пасха, Рождество, Святая Троица, Сошествие Святого Духа. Я бы сказал, что в основном они совпадают с православными. Но у нас еще есть свой престольный праздник, который отмечается 13 мая, потому что наш приход посвящен Богородице, которая явилась трем пастушкам в маленьком городке Португалии в 1917 году. Она уже тогда предсказала, что будет революция и война, что будет покушение на папу Римского.
25. Как собираются пожертвования в церкви?
– У нас есть корзинка, которую мы пускаем по рядам по воскресеньям и по торжествам, когда собирается много народу. И люди кладут, сколько считают нужным. Мы никого не заставляем. Все деньги идут на содержание прихода. Пусть он и маленький, но все-таки даже за электричество необходимо платить, и люди должны понимать, что это их церковь, а не священника, поэтому они ее содержат. А строительство храма ведется на пожертвования из-за границы. Простые люди из Германии, Ирландии, Италии, Америки и Польши копейка к копейке насобирали денег. Вот этот небольшой храм в Тольятти существует с 1998 года, а к строительству нового мы приступили только в 2012 году. Все 14 лет собирались эти пожертвования, и сейчас их хватит только на фундамент. Мы надеемся, что сейчас, когда люди увидят начало строительства, они более охотно начнут нас поддерживать.