А СУДЬИ КТО? Знак, отвергнутый областным жюри, вошел в каталог лучших логотипов мира
Парадокс ситуации – этот же самый логотип был забракован членами жюри одноименного конкурса в Самарской области. Конкурс проводился по инициативе департамента по туризму. В жюри, которое возглавил министр по туризму Михаил Мальцев, не вошел ни один эксперт из области архитектуры и дизайна: работы профессионалов оценивали чиновники и деятели культуры.
Популярнейший тренд – создавать логотипы городам – начался в 2009 году с Мельбурна. Частная австралийская история прогремела на весь мир: в период финансового кризиса власти этого города выделили на разработку знака $240 тыс. и хорошо пропиарили проект.
«Мельбурн быстро стал безумно популярным кейсом, и уже совсем скоро все только и говорили о том, что городам нужно срочно делать свою айдентику, – объясняет тольяттинский дизайнер Петр Щербанос. – Разговоры быстро превратились в глобальный тренд: города стали активно работать на увеличение своей туристической привлекательности».
Россию новая мода не обошла стороной – в 2010 году известный дизайнер и блогер Артемий Лебедев создал первый логотип для города Перми. Губернатор Пермского края Чиркунов денег не жалел: проект был щедро профинансирован и взбудоражил общественность и дизайн-сообщество. Лебедев тоже получил профит, вскоре после Перми он получил заказы на создание логотипов для московского метро и Санкт-Петербурга. Поговаривают, что у него даже появился административный ресурс, слишком уж часто Артемий становится победителем всевозможных тендеров. При этом его студия нередко критикуется за клонирование собственных же работ.
«Как правило, большинство конкурсов заранее создаются под какую-то студию или проект, – уверены эксперты, – например, «Апостол» Тины Канделаки приступил к разработке проекта по Калашникову за четыре месяца до объявления тендера».
В итоге тренд на создание территориальных логотипов добрался и до Самарской области. Соответствующий конкурс местные власти пристегнули к целевой программе «Развитие туристско-рекреационного кластера на 2011-2014 годы», организаторами выступили департамент туризма Самарской области и ГБУ СО «Туристский информационный центр».
«При этом ни в правительстве, ни в администрации губернатора никто не задумался над тем, зачем им это было нужно. Сегодня найти в хорошем разрешении логотип, который победил на этом конкурсе, просто невозможно. На сайте ТИЦ Самары он используется только в виде иконок, дальше новостных лент не уходит. А победитель между тем получил контракт на разработку фирменного стиля на 300 тыс. рублей», – комментируют наблюдатели.
«Мы сталкивались с подобными конкурсами. Всегда возникает вопрос: «А судьи кто?» Как правило, это чиновники, которые в дизайне ничего не понимают, при выборе победителей ориентируются на свой вкус, – считает Андрей Митин, креативный директор студии Zebra design branding. – Хороший пример – знак ко Дню города, который Тольятти получил в прошлом году. Он, кстати, прошел мимо конкурса, оставив профессионалов за бортом».
По словам участников, 70% всех заявок на конкурс по туристическому логотипу Самарской области подали студенты, начинающие дизайнеры или просто люди, делающие какие-то знаки в текстовых редакторах. В жюри не было ни одного специалиста в брендинге: работы оценивали представители власти и культуры.
«Я сам себе ставил задачу, поскольку организаторы этого не сделали. Они просто сказали – логотип должен отражать ценности региона. При этом сами ценности не были предоставлены – ты должен придумать их себе сам и сам их понять, – рассказывает Щербанос. – Вот как мы подошли к разработке стиля. Символ должен отражать одну или две основные идеи, символизирующие Самарскую область, он должен быть интернациональным, простым в реализации, универсальным».
В своей работе Петр объединил два образа – сердца, изображение которого читается в карте Самарской области, и движения. «Второй характерный образ Самарской области «движение», –
написано в презентации логотипа. – Из чего он складывается? Течет река. Только у нас по ней можно путешествовать по кругу – «Жигулевская кругосветка». Самара – один из центров развития аэрокосмической отрасли в России. Тольятти – центр автомобильной промышленности. В области популярны парусный спорт и другие водные виды, такие как виндсерфинг, кайтсерфинг. Активно развивается горнолыжный спорт. Все эти вещи не просто связаны с движением, они связаны со скоростью. Символизируют активное развитие. Так получился логотип «сердце в движении».
Напомним, что этот логотип не попал даже в тройку лучших на местном конкурсе. Этот логотип был отобран среди 20 тыс. знаков профессиональными экспертами Logolounge.
Сегодня Петр работает над созданием логотипа Тольятти. «Хочу сделать хороший фейковый проект. Это позволит запустить в городе дискуссию – нужен Тольятти логотип или нет».
«У Тольятти никогда не было символики. Ту архитектурную конструкцию, что стоит на трассе М5, в расчет не беру. Думаю, бренд городу нужен, – уверен Андрей Митин. – Он должен определить, что такое Тольятти для тех, кто в городе, и для тех, кто за его пределами, куда мы движемся, какие цели ставим».