Голос за кадром. Как заработать на хорошей дикции, чистоте речи и чувстве юмора
Пытаясь узнать, как заработать на собственном голосе в Тольятти, «ПН» встретился с местными бойцами невидимого фронта.
От топота копыт
«В этом году взялся за дубляж семнадцати сериалов. Работаю по двенадцать часов в сутки, к вечеру отваливается язык», – делится актер дубляжа из Тольятти Михаил Суслов, голосом которого разговаривают герои сериалов «Бесстыжие», «Каннибалы» и «Демоны да Винчи».
Несколько лет назад Михаил окончил театральное отделение Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Учился у самого Зиновия Корогодского – мэтра театральной педагогики. По словам Михаила, диктор с актерским образованием бесценен, однако научиться правильно говорить может каждый – от библиотекаря до слесаря. Лучшие помощники – нечищеный фундук и «от топота копыт…».
«Практически все люди говорят «не своим голосом», особенно женщины. Звук зажимается на связках, в результате слова произносятся, к примеру, слишком высоко. Благодаря ежедневной муштре с орехами и множеству других нехитрых упражнений лишние зажимы со временем исчезают, голос приобретает естественную бархатистость», – утверждает господин Суслов. «В результате даже бабушка, сидящая у подъезда, отлично справится с озвучиванием женских персонажей», – полушутя утверждают преподаватели актерской речи.
Как образцы профмастерства стоит изучать работы Юрия Левитана и остальных дикторов советского ТВ. Особое внимание – дубляжу французского кино, героям «Волшебной лампы Аладдина» и сказке «Морозко».
Ох, ты ж ежик
На озвучание одной серии стандартного американского ситкома длиной в 20 минут потребуется около 40 минут. За работу можно получить от 300 до 1,5 тыс. рублей. Все зависит от того, говорливый ваш персонаж или единожды появится в кадре, чтобы спросить: «Где здесь библиотека?»
Сложнее, если материал напичкан шипящими и фразами вроде «это многого стоит», после которой идет еще несколько «гого». По словам профессионалов, обязательно случится так называемый «заплетык» – когда на одном предложении застреваешь на полчаса.
«Было сложно работать с текстами «Теории Большого взрыва», где гений Шелдон сыплет физическими терминами, которые невозможно ни понять, ни произнести. Помогал настоящий
физик, способный на человеческом языке объяснить, что такое корпускулярно-волновой дуализм», – рассказывает тольяттинец Денис Колесников из проекта «Кураж-Бамбей!».
По его словам, он никогда не набивал рот орехами, не знает ни одной скороговорки, не обладает музыкальным слухом и не умеет петь. Впрочем, его работу ценят не из-за прекрасной дикции и бархатного голоса, а за талантливую адаптацию тонкого заморского юмора для русского зрителя – всевозможные «бугагашеньки», «какавушко» и «ох, ты ж ежик».
Тем не менее за каждой «бугагашенькой» стоит непростая работа по раскрытию сути героя – его характера и внутренних мотивов. «Психологические особенности персонажа должны быть заложены в его голос. Бывает, в первом же эпизоде думаешь, что отлично уловил сущность героя,
однако спустя пару серий понимаешь, как глубоко ошибался. И все заново озвучиваешь. Такое нередко случается с британским «мылом», которое отличается размытыми сюжетными линиями и коварной непредсказуемостью. Яркий пример – трехсерийный «Во плоти». Лишь в середине я понял, что зомби в фильме – геи», – добавляет Суслов.
Голосом Урганта
В Тольятти дикторы требуются лишь для озвучивания рекламы на радио и ТВ и презентационных
роликов компаний. «Если кто-то и записывает что-либо полуторачасовое документальное, как правило, привлекаются московские дикторы, так как «бюджет надо отрабатывать», – утверждает Денис Колесников. «Единственный раз в своей практике я озвучивал для Тольятти фильм. Заказчик – краеведческий музей, четыре образовательные серии о том, как он строился», – рассказывает Михаил Суслов.
Рекламой подрабатывают сами радийщики, так как заработная плата ведущего эфира в среднем 10 тыс. рублей. «За начитку текста из тридцати слов диктор получает около 300 рублей. Если сможет прорекламировать магазин мебели голосом Ивана Урганта – 500-700 рублей. Спеть или прочитать на английском – 1 тыс. рублей», – сообщает программный директор компании «ТольяттиМедиа» Валентин Романов.
Однако на рынок непросто пробиться – он давно поделен между мэтрами. К примеру, более половины местной рекламы мы слышим благодаря Виктору Коротичу. Для местных радиостанций он так же важен, как Роман Хабибуллин для СТС или Сева Полищук для ТНТ.
«Не хватает детских и подростковых голосов, прайс на которые начинается с 500 рублей за те же
30 слов. Доказано, что прорекламированная детьми продукция хорошо привлекает внимание потенциального покупателя. На особом счету специалисты с мультиформатными голосами, которые могут озвучить все и всех – от героев «Растишки» до рекламы люксовых авто», – говорит Валентин.