Имею право. Про особенности применения авторского права в тольяттинских барах

21.01.2013 / 08:22
Конец 2012 года ознаменовался массовым уличением тольяттинского общепита в незаконном использовании чужого интеллектуального труда. «Российское авторское общество» (РАО) потребовало с владельцев «Амбара», «Le Buffet», «Мальты», «SiIva», «Вizkaia» и ряда других заведений плату за публичное воспроизведение музыкальных композиций, осуществляемое без согласия их правообладателей.

«ПН» попробовал разобраться в проблеме и понял, что налог на воздух еще никто не отменял.

№507 РАО ФОТО

Ресторан на 150 мест обязан каждый месяц выплачивать РАО не менее 9 тыс. рублей. Плюс 500 рублей за наличие одного бильярдного стола и до 1,5 тысячи рублей за использование системы караоке.

 

По двойному тарифу

«Мы не против авторского права, но в пределах разумного», – говорит директор ресторана узбекской кухни «Хлопок» Андрей Маламанов. Недавно РАО потребовало оплатить лаунж, нежно льющийся из музыкальных колонок заведения сквозь запахи плова и долмы. «Дело в том, что в наших залах звучит интернет-радио Jamendo, с которым напрямую заключен договор об использовании контента. Другими словами, ежемесячные выплаты правообладателю осуществляются без посредника в лице РАО», – пояснил господин Маламанов.

Однако сервис Jamendo, транслирующий зарубежный лаунж, не входит в реестр российских правообладателей, интеллектуальную собственность которых призвана защищать общественная организация. Соответственно, договор, заключенный «Хлопком», правоохранители отвергли как не имеющий законного основания, а за использование чужой музыки потребовали заплатить непосредственно им. «После чего, если правообладатель захочет получить авторское вознаграждение, он должен самостоятельно обратиться к нам и зарегистрироваться», – бодро сообщили в РАО.

Базовый размер налога на пользование чужим музыкальным трудом для предприятий общепита в первую очередь зависит от категории заведения и вместимости. Например, закусочная или кафетерий, имеющие более 20 посадочных мест, должны ежемесячно вносить в РАО 700 рублей из расчета 32 рубля за один стул. Бар или кафе – 1,2 тыс. рублей из расчета 58 рублей за место при аналогичных условиях. Ресторан – почти 2 тыс. (около 60 рублей за место).

«Если учесть, что у нас 150 посадочных мест, каждый месяц использования лаунжа по ценнику РАО стоит 9 тыс. рублей. Повторюсь, мы не против, но не в условиях двойного налогообложения», – резюмирует Андрей Маламанов

И за скрип дверной

Вышеназванные суммы – базовые. В зависимости от самых разнообразных факторов к ним суммируются дополнительные отчисления. Так, если заведение устраивает живые концерты с бесплатным входом, ставка увеличивается на треть. При условии платного входа к сумме добавляется 5% от дохода, полученного от продажи билетов на каждое мероприятие. При наличии бильярдных столов – 500 рублей за стол. Проводятся свадьбы или корпоративы – 1 тыс. рублей с каждого праздника. Посетителям предлагается система караоке – от 500 до 1,5 тыс. рублей.
Дополнительно оплачивается каждый квадратный метр в холлах, фойе, проходах, на межэтажных площадках и прилегающая к заведению территория, если они озвучиваются. В случае, когда суммы не выделяются вовремя, их размер увеличивается в разы.

«Если вы сейчас встанете и пойдете к сцене с целью исполнить песню, сочиненную вами десять минут назад, мы и за вас должны будем заплатить. Проще говоря, деньги взимаются за каждый случайный скрип двери, фигурно потрясший воздух», – смеется музыкант и бывший руководитель отдела производства «Авторадио» Константин Семенов.

Сережа тоже

«Не будем столь суровы. Во-первых, степень защищенности интеллектуальной собственности определяет уровень развития любого общества. Во-вторых, не спорим, что среди заведений, замеченных РАО, нет реальных нарушителей закона, в принципе забивших на понятие «авторское право», – парируют представители городской прокуратуры.

Однако, даже согласившись с прайсом РАО, как владельцев кафе, так и самих авторов более всего смущает искусный обход структурой антимонопольного законодательства и непрозрачность системы распределения собранных средств. Согласно мировой практике, исполнитель сам решает, кто будет представлять его интересы. Общероссийская общественная организация, официально узаконенная в августе 2008 года, самостоятельно сделала себя преемником всех ранее существовавших структур по коллективному управлению правами в сфере интеллектуальной собственности. Потому даже если никому не известный мальчик Сережа, не зарегистрированный в списке РАО, разрешит знакомому владельцу кафе безвозмездно использовать его сомнительное творчество, он обязан ознакомить структуру с данным решением.

Что касается прозрачности системы распределения денежных потоков, «ПН» так и не смог понять, куда уходят деньги, не дошедшие до правообладателя. «Если исполнитель сам не решится узнать, есть ли на его счету начисления, ему о них никто никогда не сообщит. С зарубежными селебрити, за исполнение творчества которых РАО также взимает плату, оно вообще не имеет никаких отношений, так как международным законодательством организация пока не признается», — разводит руками господин Семенов.