Кого объединяет День народного единства
Однако простая отмена праздника не годилась, ибо россияне лишились бы выходного дня, к которому давно привыкли. Выходной нужно было непременно сохранить, а значит, нужно было придумать новый государственный праздник.
О войне с польскими захватчиками в начале далекого XVII века широкая общественность знает исключительно в контексте обросшего анекдотами подвига Ивана Сусанина. Актуальность празднования этой победы, случившейся аж четыреста лет назад, конечно же, не выдерживает никакой критики. Но нынешних идеологов это ни капельки не волновало. Им куда важнее было лишить памятной даты коммунистов, сохранив народу выходной и подведя под него хоть какую-нибудь, – подчеркиваем – хоть какую-нибудь идеологию.
Праздник назвали Днем народного единства. Как бы само собой подразумевалось, что этот день, учрежденный взамен празднования годовщины революции, объединит в первую очередь сторонников возврата к коммунизму и сторонников демократических преобразований. На деле, естественно, получилось иначе. Праздник, в котором педалировались темы героизма русского народа, освобождения России, объединения русских против иноземных захватчиков, сочли «своим» именно те, на кого изначально даже не ориентировались – русские националисты. За что боролись, на то и напоролись.
Русское националистическое движение существует в самых разных видах и формах, порой прямо противоположных. Но какого-либо объединяющего их дня до 2005 года не существовало. День России, появившийся как День независимости России, слишком официозный, а больше в календаре дней со словами «Россия» и «русский» нет. В названии праздника 4 ноября этих слов тоже нет, зато есть слова «народное единство», и о каком же еще народе может тут идти речь, как не о русском?
Так, вместо дня, провозглашающего единство всех народов России, в календаре появился день, объединяющий исключительно русских националистов. Моментально родилась и форма празднования – праздничное шествие по центральным улицам городов. Русский марш.
Русский национализм питают две причины – внешняя и внутренняя. К внешней можно отнести действительно имеющее место вызывающее поведение мигрантов с Кавказа и из Средней Азии. Безнаказанная стрельба на улицах из машин, пресловутая лезгинка – все это есть, это правда и это не может не вызывать антипатии у русских. Человеку, у которого во дворе режут барашка, очень сложно рассказывать про толерантность. Но если стрельбу, лезгинку и барашков худо-бедно, но может пресекать полиция, то со второй причиной, внутренней, она ничего сделать не может. Мы имеем в виду, как это ни банально, бедность.
Ведь существует закономерный вопрос: кто они, русские националисты? 4 ноября этого года у нас была возможность посмотреть вживую на состав участников русского марша в Москве. Вы думаете, там шагают высокие мускулистые молодчики с голубыми глазами? Так сказать, цвет русского генофонда? К сожалению, нет. Основную массу участников русских маршей составляют мужчины, чья физическая форма и состояние здоровья оставляют желать лучшего. Да и слова Светы из Иваново: «Мы стали более лучше одеваться», – тоже не про них. Я, русский человек, хотел бы видеть на русских маршах (если уж таковые есть) людей в более чистой обуви и с более вымытыми волосами. И если эта маргинальная масса и есть авангард русского национализма, то я точно не хочу быть националистом и не уверен, что хочу быть русским.
Они даже не вызывают страха. Скорее – жалость или презрение. Проведенные опросы показывают, что их уже не боятся ни выходцы из Средней Азии, ни выходцы с Кавказа. Единственные, для кого они представляют опасность, – это русские же антифашисты (только они и пострадали в тот день в метро), да для какой-нибудь случайно попавшийся под руку одинокий таджик, приехавший в Москву подметать за русскими мусор.
На своем митинге участники московского русского марша потребовали ввести визовый режим для стран Средней Азии, отменить 282-ю статью УК и признать русский народ государство образующим. Но визы не остановят потока мигрантов (переселение южных народов на север – общемировой тренд), отмена 282-й статьи не остановит их тем более, а запись в Конституции про особое положение русских – вообще просто слова. К тому же это неправда, российское государство в нынешних границах образовали не только русские. Впрочем, участники русского марша в Тольятти не потребовали и этого. Они вообще ничего не потребовали, они просто прошли по улице с криками «Слава России!». Вот с кем и о чем тут разговаривать?
Во все времена правители работали над стиранием социальных границ, позволяющим одним группам граждан противопоставлять себя другим группам по какому-либо признаку. И сильнейшими границами являются две – религия и национальность. Не случайно Россия стала мировой сверхдержавой только в тот период, когда роль религии в обществе была сведена к нулю, а общество было полностью интернациональным. И как только на политической повестке дня снова появились религии и национальности – Советский Союз тут же распался.
О каком же народном единстве мы пытаемся говорить сегодня?