Альтер-эмо Анатолия Пушкова. Пирсинг как социальный протест

10.03.2008 / 00:00
Намерение нового мэра Тольятти избавить город от субкультуры эмо моментально стало общероссийской новостью. Последний раз что-то подобное наблюдалось в середине 80-х годов, когда власти активно боролись с «металлистами». В нашем же случае примечательно то, что из всей широкой гаммы неформальных молодежных движений Анатолий Пушков собрался бороться с самым безобидным.

Чтобы сразу отмести от нового градоначальника лишние наговоры, мы приводим дословную цитату из пресс-конференции Анатолия Пушкова. Отвечая на вопрос о своем взгляде на молодежные движения, наш новый мэр ответил ровно следующее: «Я думаю в любом случае любое направление, касающееся детей, надо взять под крыло. Обращайтесь.

Я сегодня с удивлением посмотрел передачу про этих… которые ходят с пирсингом… как их называют-то… эмо, вот. Конечно, надо постараться сделать так, чтобы у нас, конечно, эмо было поменьше. Потому что часто дети не знают, что творят».

Все-таки телевидение великая сила. Хорошо, что Анатолию Пушкову не попались на глаза передачи типа «Дом-2», «Блондинка в шоколаде» или «Полный фэшн с Сергеем Зверевым». А ведь проблемы молодежи — очень богатая тема. И отвечая на вопрос, Анатолий Пушков мог бы рассказать, например, о подростковой наркомании — беспроигрышный вариант. Или о подростковой беременности — проблеме, которую только начинают озвучивать.

Или о недоступности платного высшего образования. Или об оттоке лучших молодых специалистов из города. Или об отсутствии социальных лифтов. О проблеме АВТОВАЗа, связанной с тем, что молодежь неохотно идет работать на конвейер — этот вопрос понимался даже на Городском стратегическом совете. Об ипотеке, наконец. Но мэр сказал — «эмо».

Возможно, эта тема показалась Анатолию Пушкову солидной оттого, что в просмотренной им передаче наверняка упоминалась ситуация в Нижегородской области. Там на борьбу с эмо вышла сама ФСБ.

Циркуляр минобразования области, разъясняющий педагогам суть культуры эмо и таящуюся в ней опасность, в частности, гласит: «В Нижегородской области, по данным УФСБ России (письмо от 29.10.2007 № 5/7718), начали развитие идеи негативной молодежной субкультуры „эмо“, которая связана с суицидальными наклонностями подростков 12—16 лет». Чтобы у преподавателей не возникло сложностей с идентификацией нового врага, чиновники подробно описывают внешний вид эмо: одежда в розово-черных тонах, иссиня-черные волосы, ногти, покрытые черным лаком, пирсинг. 

В документе утверждается, что «мечта каждого эмо — умереть в ванне от потери крови путем перерезания собственных вен в области запястий. В этой связи некоторые из них носят повязки, которые закрывают нанесенные раны».

Основанием для таких циркуляров действительно стало письмо начальника управления ФСБ по Нижегородской области Олега Храмова губернатору области Валерию Шанцеву. Эксперты ФСБ прогнозируют увеличение популярности этого течения среди подростков. Чекисты предупреждают о случаях самоубийств подростков в других регионах, поскольку «употребление наркотиков, порезы запястий и другое причинение вреда собственному телу» становятся обычной деятельностью эмо.

Но это в Нижнем. А что касается Самарской губернии, то у нас подобных циркуляров никто не рассылал. Это подтверждает и проведенный «ПН» выборочный опрос директоров тольяттинских школ. Кроме того, по нашим данным, никакого интереса к эмо не испытывает и местная ФСБ.

Более того. Реальных случаев суицида подростков именно вследствие того, что они — эмо, не зафиксировано. По мнению психологов, здоровый ребенок не станет резать себе вены, к какой бы субкультуре он ни относился: эмо, инди, готы, хиппи, панки, рэперы, скинхеды или «наши». Мировоззрение эмо в первую очередь подразумевает стремление к переживанию ярких и чистых эмоций и их выражению.

Их отличительной чертой являются жажда самовыражения, противостояние несправедливости, особенное, чувствительное мироощущение. Настоящий эмо (они называют себя «тру») приверженец здорового образа жизни, который включает в себя отказ от наркотиков, алкоголя, беспорядочных половых связей и даже вегетарианство.

По мнению психологов, эмо-культура просто отвечает психологическим запросам определенной части молодых людей, страдающих от довольно распространенного среди молодежи эмоционального недуга — подростковой депрессии (собственно, поэтому в субкультуру эмо и входят подростки в возрасте 12—16 лет и не старше). В эмо-тусовке быть депрессивным нормально. Здесь они получают поддержку и понимание сверстников.

Что же касается врагов, то их у эмо достаточно и без нижегородской ФСБ и Анатолия Пушкова. Настоящие эмо (тру) ведут активную борьбу с так называемыми «позерами» (ударение на первый слог) — подростками, копирующими лишь внешний вид эмо. Кроме того, как и любые «нефоры», эмо подвержены преследованиям со стороны агрессивных молодежных субкультур — скинов, панков и просто гоперов.

Запрещать эмо — все равно что запрещать произведение Гете «Страдания молодого Вертера», спровоцировавшее в Германии в XIX веке волну самоубийств среди юношей 17—20 лет. Дети уходят в депрессию, потому что не хотят становиться взрослыми. И третья волна эмо — всего лишь новое качество подростковой депрессии, переросшее из количества. Дети смотрят на нашу взрослую жизнь, понимают, что их ждет недоступность высшего образования, отсутствие социальных лифтов, работа на конвейере…

И режут себе вены.