Пастор Мануйлов: «Православные говорили мне, что Красильников, целующий крест, – позор для церкви»
– Когда в Тольятти открылась первая баптистская церковь?
– В прошлом году мы праздновали столетие церкви, которая была построена еще в Ставрополе-на-Волге. Именно в 1911 году было положено начало христианско-баптистской религии в Тольятти. Моего родственника в 1937 году расстреляли за то, что он возглавлял баптистскую организацию. Во времена СССР всякая религия была запрещена, в том числе и православная. Но это было тогда. Последний месяц жизни в Тольятти заставил меня вспомнить о гонениях, которым подвергались верующие люди.
Вообще, христианско-баптистская церковь в России – вторая в христианской конфессии по численности и по истории после православной.
И меня очень удивляет то количество негатива, который вылили на нашу церковь. В Тольятти правительство никогда никаких претензий к нам не имело. В прошлую Пасху мы получили даже поздравление от Анатолия Пушкова.
Церковь евангельских христиан-баптистов "Возрождение"
– Что значит слово «баптизм»?
– Баптизм дословно с греческого означает «крещение», «погружение в воду». Вообще, у нас с православными одна Библия, один символ веры. Принципы общественно-христианской жизни у нас очень близки. Например, люди по-христиански должны быть верны своей жене, иметь любовь и терпимость ко всем. Разница у нас лишь может быть в трактовке Библии, в подходах к богослужению: у нас, например, разрешается сидеть, а также в том, что баптизм можно принять лишь в сознательном возрасте.
– Какие у вас отношения с православными верующими?
– У нас отношения с православными очень хорошие. Мы поздравляем друг друга с праздниками, встречаемся и общаемся. Нам и помогать приходилось друг другу. Столетиями эти религии сосуществуют и люди дружат. Мы никогда с ними не спорили, потому что нам всем потом придется отвечать перед Богом о том, чему мы учим людей и куда мы их ведем. И вот когда в предвыборную кампанию стали противопоставлять нашу церковь православной, мы старались, наоборот, сдерживать людей. К нам начинали обращаться с призывами судиться, возмущаться, опровергать, митинговать. Но это же ненормально – опускаться до взглядов людей, которые это все пишут. И я объяснял, что им много чести, чтобы с ними даже судиться.
– Ощутили ли вы на себе агрессию, которой пытались добиться авторы газетных материалов и рекламных плакатов о баптизме?
– Я заметил, что многим людям стало как-то неудобно и неловко за нас. Когда полилась вся эта грязь, моя соседка перестала смотреть мне в глаза. Сложнее всего пришлось нашей молодежи. Давление в школах и институтах было большое. Там начинали искоса смотреть, что-то говорить. Но, с другой стороны, все это подтолкнуло многих людей разобраться в ситуации, прочитать что-то, узнать. И вы знаете, к нам все это время шли люди с вопросами, с желанием найти для себя правду. Так что Сергея Красильникова могу даже поблагодарить за то, что вызвал интерес людей к церкви и вопросам веры.
– Будете в суде восстанавливать правду?
– Нет. Именно мы тут, в Тольятти, от церкви «Возрождение» в суд обращаться не будем, хотя заявление о возбуждении уголовного дела уже составили. После появления в Тольятти билборда со слоганом «Свет или проклятье», а также после использования нашей символики – открытой Библии, земли и креста – в суд подали заявление представители нашей семинарии в Москве. Мы ужаснулись, когда увидели на плакате Спасо-Преображенский собор на фоне голубого неба и нашу молдавскую церковь на фоне красно-черных цветов и воронов. Как это можно противопоставлять, да еще в такой форме?
Нам сразу стало ясно, что своими протестами и опровержениями потока грязи не остановить, мнения людей, которые за этим стоят, не изменить. Все что мы скажем, будет работать только им на руку, но не нам. Поэтому мы решили дать возможность людям разобраться во всем самостоятельно. И вы знаете, я очень рад тому, что тольяттинцы показали себя образованными и мыслящими людьми.
– Вы встречались с Красильниковым во время предвыборной кампании?
– Он приходил в нашу церковь дважды. Первый раз он пришел, и тогда его еще никто не знал. Он походил, посмотрел, что тут происходит, и ушел. А второй раз он пришел не один. Сопровождающие его мужчины хотели снимать на камеру богослужение, но когда я попросил его предъявить журналистское удостоверение, то у него удостоверения не нашлось.
Потом я ему рассказывал о четырех причинах, из-за которых я с ним вообще не желаю разговаривать: во-первых, он устраивает межрелигиозный конфликт. Это война. Во-вторых, он дискриминирует конфессию. Мы все равны. В-третьих, он опорочил доброе имя наших верующих людей, которые никогда ни для кого не были плохим примером. В-четвертых, в его материалах была клевета. Он выпустил интервью со мной, которого я ему не давал. Он выдал ложную информацию от моего имени и от имени церкви. Тысячи людей знают нас в городе и знают о том, что мы не несем никакого зла.
Я разговаривал с православными священниками, которые мне сказали, что и для их церкви появление Красильникова, целующего крест, не честь, а позор. Он не имеет никакого отношения к православию и использовал церковь, Библию для манипуляции, для достижения каких-то своих целей.
– Что еще, опубликованное в «ТО», не является правдой?
– Красильников писал о том, что баптисты не служат в армии. Я был в армии старшиной. Мой сын совсем недавно вернулся из армии. Так что это неправда. В разговоре Красильников сам мне признался, что не служил. В городе появились объявления о том, что якобы пропала девушка, которая связалась с баптистами. Нас смешали с сектой, с оккультными вещами, показывали, что люди на богослужениях кричат, падают, бьются в конвульсиях. Ничего это нет. Все служения можно посмотреть онлайн на нашем сайте (tltchurch.ru). Двери наших церквей также всегда открыты, и любой может прийти и посмотреть, как все проходит, послушать выступления хоров. У нас в церкви есть четыре хора, мы постоянно участвуем в различных конкурсах. Совсем недавно вернулись из Германии.
В «Тольяттинском обозрении» также писали о том, что мы приносим в жертвы детей. Это глупости. Я никогда бы не пришел к такой вере, ведь я живу по Библии, и она это исключает.
Главный зал церкви, расчитанный на 800 человек
– Среди тольяттинцев много евангельских христиан-баптистов?
– Каждое воскресенье на службы приходят не меньше 300 человек. Среди них много интеллигенции – врачи, учителя, юристы, адвокаты. Есть те, кто занимает руководящие должности в администрации и на заводах города. При этом для каждого из них церковь – это не мода, а убеждения, переданные им бабушками и дедушками. Никто из них никогда не прикрывался церковью ради достижения своих целей.