Пик советского модернизма. «Волгарь» – воплощение абсолютного чувства меры

24.11.2016 / 01:40
Похожий на «Волгарь» объект, который получил известность на мировом уровне, – выставочный павильон СССР на Международной выставке в Монреале в 1967 году.

 

 

_________________________________________________________________________

Архитектор: Юрий Карпухин

Адрес: Приморский бульвар, 37

Постройка: 1975 год

_________________________________________________________________________

 

Дворец спорта «Волгарь» – одно из первых монументальных сооружений в Автозаводском районе, имевшее важное социальное и культурное значение. Возводить объект начали в 1969 году и закончили лишь шесть лет спустя. «Это здание являет нам большой архитектурный и проектировочный талант: с одной стороны, оно выглядит массивно, с другой – очень легко благодаря устремленности ввысь», – рассказывает ученый секретарь Тольяттинского краеведческого музея Сергей Лысяков.

 

000_Volgar_Sport_Palace

 

В недрах ВАЗа

Идея возведения дворца спорта в городе возникла довольно рано. По ряду воспоминаний, решение о начале строительства принималось на совместном совещании администрации АВТОВАЗа, а также партийного и профсоюзного комитетов, где было озвучено, что средний возраст автостроителей и заводчан составляет 21–23 года. Необходимостью предложить молодежи строящегося города интересные виды досуга и было продиктовано намерение о возведении дворца спорта.

Проект будущего «Волгаря» разрабатывался в 1968–1969 годах. В роли главного архитектора выступил Юрий Карпухин. Котлован на строительной площадке начали рыть в том же 1969 году. Акт государственной комиссии о приемке здания в эксплуатацию был подписан 6 мая 1975 года.

Накануне Дня Победы руководитель Куйбышевгидростроя Николай Семизоров передал ключи от дворца спорта директору ВАЗа Виктору Полякову. Это была интересная сцена, учитывая, что участие вазовских производственников  в этом строительстве трудно переоценить. Объект поступил на баланс автогиганта, где находился до 2010 года, после чего был передан муниципалитету. Причина – серьезные финансовые трудности на заводе. В разное время объект имел разные варианты наименований. Пожалуй, что дворец спорта «Волгарь» – лучшее из них.

В 1980 году директором дворца спорта был назначен Сергей Катков, проработавший в этой должности рекордные 27 лет. Свою карьеру он начал в 1970 году на АВТОВАЗе, год спустя активно включился в профсоюзную деятельность, где курировал социальное и спортивное направление.

 

Бадминтон и шахматы

«Волгарь» не создавался исключительно как ледовая арена. Это мультикомплекс, призванный решать множество задач. Там можно было не только заниматься спортом – площадка стала еще и центром культурной жизни.

08_павильон

Дворец разделен на две части: южную и северную. В южной части располагаются малая арена, игровые и спортивные залы. В северной – ледовая арена на 2900 посадочных мест, которая при необходимости трансформируется в концертный зал на 5 тыс. мест. По неподтвержденным слухам, в 70-е годы это была чуть ли не вторая в России по размерам концертная площадка после кремлевской, и проще, пожалуй, будет назвать имена тех, кто здесь не выступал. На тольяттинской сцене отметились артисты самых разных жанров, начиная от Муслима Магомаева и заканчивая Uriah Heep. Местная администрация даже умудрилась обеспечить условия для выступления в столь непрофильном для этого вида искусства учреждении артистов цирка. Из самых известных – Игорь Кио, Олег Попов, дрессировщики Кантемировы и братья Запашные.

Что касается спорта, то количество представленных здесь дисциплин за все годы существования объекта неисчислимо. Бокс, самбо, фигурное катание, волейбол, баскетбол, гимнастика, акробатика, стрельба из лука, бадминтон, шахматы, гандбол – лишь некоторые из них. Предсказуемо, что именно здесь появилась первая в Тольятти хоккейная школа. Она была рассчитана на 500 человек.

«Волгарь» стал кузницей звезд советского и российского спорта. Здесь занимались обладатель Кубка России по боксу Давид Гогия, трехкратный чемпион мира по самбо Валерий Данилов, а также такие известные хоккеисты, как Андрей Тарасенко, Анатолий Емелин, Илья Брызгалов. Одна из самых прославленных звезд – Алексей Немов.  

 

Внушительных размеров

Дворец спорта и сегодня выглядит внушительно, а представьте, какое впечатление он производил в 70-е годы, когда большая часть Автозаводского района представляла собой чистое поле. Этот объект можно смело отнести к школе советского модернизма. Однако, к сожалению, в своем стилевом решении он не оригинален. В СССР уже были здания, которые задали соответствующее направление в архитектуре. Им была свойственна устремленность, достигавшаяся за счет кровли, выполненной в форме летной палубы авианосца.

Похожий на «Волгарь» объект, который получил известность на мировом уровне, – выставочный павильон СССР на Международной выставке в Монреале в 1967 году. После завершения работы экспозиции он был разобран и перевезен в столицу нашей страны, где был включен в пространство ВДНХ в качестве павильона № 70 «Москва».  

00_Минск_Республиканский ДС

Также в числе ближайших прототипов и предвестников архитектурного облика «Волгаря» – Минский республиканский дворец спорта, который включен в перечень объектов, имеющих национальную значимость. Ледовая арена здесь была тоже изначально спроектирована как концертный зал. Правда, в отличие от нашего, он вмещает 4 тыс. человек. Здание было построено в 1966 году, на его возведение ушло три года. Главный архитектор – Сергей Филимонов. Именно его авторству принадлежит проект, который впоследствии стал типовым и имеет несколько близнецов, в том числе на территории России. Ближайший к нам находится в Волгограде.

С высокой степенью вероятности, Юрий Карпухин, проектируя «Волгарь», рассматривал наработки своего коллеги. Однако визуально тольяттинский дворец спорта производит впечатление наиболее совершенного объекта. Идеи устремления и монументальности здесь предельно сбалансированы. Объект получился одновременно тяжелым и легким, приемистым и лаконичным, демонстрируя абсолютное чувство меры своего создателя.